воскресенье, 23 июня 2024 г.

#Пушкин — не "наше всё". Он гораздо круче, просто это нужно ПОНЯТЬ

6 июня отмечался очередной день рождения Пушкина, — а в этом году, так получилось, это был ещё и «красивый» день рождения, своего рода юбилей: 225 лет... Эх, я ведь помню, как праздновали 200-летие. Тогда — с ещё большим размахом, чем сейчас; помнится, тогдашний глава уважаемого правительства, Степашин, даже написал в книге отзывов одного из посвящённых жизни поэта музеев: «Пушкин, мы с тобой!». Тогда это выглядело забавно.

Ничего говорить ни о Пушкине, ни о юбилейных торжествах я не собирался, — но журналисты «Первого канала» заставили меня... заставили. Они очень старались, и мне ничего не оставалось...


Дата недели — пушкинский юбилей. 225 лет со дня рождения нашего гения. «И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг, и случай, Бог изобретатель...». Поэт от Бога всегда с нами. Кто все знает? Конечно, Пушкин, наше все. И мы, благодарные потомки, снова обращаемся к его строчкам, к его драматичной судьбе

«Кто все знает? Конечно, Пушкин». И ведь... не зря журналисты так сказали. Немало в России людей, которые у Пушкина ищут ответы на все вопросы, — что очень нравится и журналистам «Первого канала», и заказчикам.

И возникает в связи с этим вопрос: зачем учат стихи? Вот зачем придумали такую технику обучения... Она нужна для того, чтобы люди, выучивающие стихи, освоили, — или лучше освоили, если речь идёт о тех, для кого данный язык является родным, — язык, на котором эти стихи написаны. А осваивать язык нужно, прежде всего, для того, чтобы мыслить, — потому что мыслить люди могут только используя язык, на языке. «Язык есть непосредственная действительность мысли», — так, в своё время, написали Маркс и Энгельс... правильно написали-то. Чтобы в этом убедиться, — можете, товарищ Читатель, попробовать «мыслить» непосредственно образами, без помощи слов... только лучше такими попытками не увлекаться, иначе можно одичать.

Так должно быть, заучивание стихов должно помогать развитию мышления. Но некоторые недостатки современной системы образования приводят к тому, что иногда (и гораздо чаще, чем хотелось бы) всё идёт не так, и обучение приводит не к тому, к чему должно приводить, а к чему-то совершенно противоположному. Нередко, к сожалению, случается так, что люди, заучившие в школе определённый набор стихов, дальше отказываются мыслить, — предпочитая, вместо этого, использовать заученное в качестве «Сборника ответов на все вопросы».

Творчество Пушкина — это прекрасное средство развития мышления, и не просто мышления, а мышления на русском языке. Превращать его в средство уничтожения мышления, — значит просто-напросто оскорблять память великого русского поэта. Лица, у которых, например, стихотворение «Клеветникам России» становится «последним аргументом в геополитических спорах», — это вовсе не поклонники Пушкина; равным образом они, естественно, не являются и патриотами России, — ну вот не может человек, любящий Россию, настолько не желать ничего делать для неё, чтобы «обосновывать правоту» России отсылками к творчеству Пушкина, не может быть проявлением любви к России отказ от самостоятельной мыслительной работы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий