То, что я сейчас скажу, многих сильно удивит. А кого-нибудь, пожалуй, даже может оскорбить или обидеть; я этого не хочу, но лиц с повышенной чувствительностью, на всякий случай, сразу прошу прекратить чтение. Речь о Дне Победы пойдёт — чем ближе он, тем труднее становится говорить о чём-то другом.
Можно выучить наизусть все даты, относящиеся ко времени Великой Отечественной войны, — с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, не пропуская ни одного дня; вызубрить, какое событие с каким днём связано. Можно запомнить имена всех командующих армейскими подразделениями, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, — от фронтов до рот. Можно знать все свойства оружия, которым сражались советские воины, — от дня первого появления в войсках до дальнобойности, с точностью до миллиметра. И, заучив всё это — ничего не понимать о сути происходивших событий. Полагать, например, что в ходе Великой Отечественной войны с немецкими фашистами столкнулись «русские фашисты», — и три с лишним года выясняли, кто из них больше сверхчеловек, а по итогам русские победили и получили для себя и своих потомков на веки вечные право делать всё, что взбредёт в голову.
Я не утверждаю, что в нашем уважаемом государстве много людей, в голове у которых — подобные дикие, ничего общего не имеющие с исторической правдой представления. Я даже не утверждаю, что у нас таки люди вообще есть. Речь о другом. Речь о том, что можно выучить всю «математику» событий (участвовавшие в них люди — тоже своеобразная «математика», родился тогда-то, на фронт попал тогда-то, провоевал столько-то, врагов уничтожил столько-то), — и ничего не понять в их сути. Заучивание дат и отдельных фактов для понимания сути, к сожалению, не даёт ничего. Для понимания сути нужно смотреть на то, что происходило, в целом, — и размышлять над этим. Сопоставлять действия участников событий с их заявлениями (люди есть люди, им без заявлений никак, особенно когда они творят историю), — и с последствиями, с полученными итогами. Не «раскладывая на составляющие», — и даже не отвлекаясь на них... Не так важно когда делалось, с использованием какого оружия, даже под какими флагами (вот такие люди у нас, к сожалению, точно есть, которые искренне полагают, что «под красным флагом» — всегда добро, а «под черными крестами» — всегда зло... это не так), — важно, что делалось.
При этом, «математика событий» важна, её нужно знать. Особенно даты. Но не для понимания. Ещё раз: человек может точно знать даты начала и окончания Великой Отечественной войны, — но, при этом, иметь совершенно дикие, ничего общего с действительностью не имеющие, представления о сути ей событий; человек может не знать, когда война началась и когда закончилась, — но, при этом, иметь правильное представление о её сути. И то, и другое — возможно. Даты, — и «частной» истории, например, отдельной семьи, и «общей» истории целых народов, — нужно знать и нужно устанавливать, потому что... с течением времени некоторые события имеют свойство повторяться. Если у Вас, товарищ Читатель, есть свободное время, — можете посмотреть книгу Анны Шутценбергер «Синдром предков»; там очень доходчиво объяснено, для чего нужно знать (а при необходимости и устанавливать) даты событий.
И о свойствах оружия, которое тогда использовалось, нужно знать, — хотя бы для того, чтобы при разработке нового оружия не повторялись ошибки, совершённые при разработке старого. В оружии человечество, к сожалению, нуждаться будет ещё долго.
Полезно знать и персоналии... а то, знаете ли, настоящий герой может быть забыт, а как героя будут чтить какого-нибудь трусливого подонка, или вовсе вражеского пособника, — нехорошо это, неправильно; и опять же, ложные представления о прошлом (в том числе и о заслугах тех, у кого, допустим, особых заслуг не было вовсе) — рано или поздно вылезут в настоящем, и скорее всего это произойдёт как раз тогда, когда последствия вылезания будут особенно тяжёлыми. Ну, например... выдуманный подвиг — его же нужно как-то описать, тут не обойтись без выдуманных подробностей... а потом на «примере выдающегося предка» воспитают потомка, и потомок споткнётся, потому что в его голове вместо правильных представлений о действительности будут ложные.
Ещё раз: «математика событий» важна. Её нужно помнить; в некоторых случаях даже заучивать и постоянно держать в голове. Но важнее — суть. Без понимания сути от «математики» не будет никакой пользы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий