Сразу поясню: под «русскими» в заголовке я подразумеваю, прежде всего, великороссов, — тех, кого «русскими» называют сейчас. Однако и представителям остальных народов, имеющих отношение к Руси, — украинцам, белорусам и так далее, — тоже будет нелишне прочесть (или перечитать, тем кто уже читал) и вдуматься. Эти летописные известия — о древней истории России («Московии», Великороссии, Российской Федерации — кому как больше нравится).
«Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а Другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты» (ПСРЛ I: 5; "Лаврентьевская летопись", перевод на современный русский язык — академика Лихачева)
«Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон» (ПСРЛ I: 6)
«В год 6367. Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма» (ПСРЛ I: 8)
«В год 6415. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги» (в печатной версии «Лаврентьевской летописи» участники похода Олега на Константинополь описаны следующим образом: «...поя же множьство Варягъ, и Словенъ, и Чюди, и Кривичи, и Мерю, и Поляны, и Северо, и Деревляны, и Радимичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы, яже суть Толковины», — ПСРЛ I: 12; вятичи упомянуты только в примечании, на той же странице, то есть насчёт их участия в походе, строго говоря, есть разные мнения, тем более что князю Олегу вятичи не подчинялись)
«В год 6472. Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: «Кому дань даете?». Они же ответили: «Хазарам — по щелягу с сохи даем»» (ПСРЛ I: 27)
«В год 6474. Вятичей победил Святослав и дань на них возложил» (ПСРЛ I: 27)
«В год 6489. Пошел Владимир на поляков и захватил города их, Перемышль, Червен и другие города, которые и доныне под Русью. В том же году победил Владимир и вятичей и возложил на них дань — с каждого плуга, как и отец его брал» (ПСРЛ I: 35)
«В год 6490. Поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир, и победил их вторично» (ПСРЛ I: 35)
«И сказал Владимир: «Нехорошо, что мало городов около Киева». И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их» (ПСРЛ I: 52)
Для справки: племя вятичей населяло берега реки Оки и её притоков, включая Москву-реку; следы пребывания вятичей находили на территории Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей России (на самом деле, их находили и ещё кое-где, включая Суздаль и Новгород Великий, но это особого значения не имеет). «Многие историки считают вятичей предками современных москвичей», потому что спорить с московской археологией трудно, — хотя и очень хочется, потому что если признать вятичей предками и племенным ядром великороссов, тогда от любимой местными идеологами концепции «триединого русского народа» останется... примерно ничего. Внезапно «выяснится», что предки великороссов и предки украинцев (племя полян, населявшие в те времена Киев и окрестности) не только не составляли единый народ, — но и постоянно воевали друг с другом, вплоть до начала XVII века, когда потомки полян пришли на Землю вятичей в составе польской оккупационной армии.
Вятичи неудобны для российских историков, — потому что мешают им тупо переписывать другие отрывки (на самом деле, целые страницы) из «Повести временных лет» (киевской летописи, посвящённой, прежде всего, именно событиям, которые происходили в Киеве и окрестностях, то есть древней истории Украины), выдавая их за «Историю России». По сути дела, российская историческая наука ещё с царских времён ведёт заочную войну против вятичей, — войну против прошлого русского народа (от неё страдают не только великороссы, поскольку попутно подвергается искажению и история остальных народов, имеющих отношение к Руси).
Кстати, когда перечитывал летопись в переводе Лихачева, обратил внимание на одну любопытную подробность. Возможно, и Вы, товарищ Читатель, заметите: «В год 6490. Поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир, и победил их вторично. В год 6491. Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю». Чувствуете? Древние люди старались лишний раз не называть страшного зверя «по имени», чтобы он не воспринял это, как приглашение прийти в гости. Вот и киевский летописец старается лишний раз не называть вятичей их племенным именем; поляне, конечно, побеждали наших предков раз за разом, — но считали, что местоимения, когда речь идёт о вятичах, употреблять, всё-таки, безопаснее. Предосторожности, впрочем, не помогли: после того, как очередной киевский правитель, Владимир Мономах, решил всё-таки всерьез начать воевать против уже трижды побежденных вятичей («А в Вятичскую землю ходили подряд две зимы на Ходоту и на сына его и к Корьдну ходили первую зиму»), — вятичи сделали определённые выводы, и, придя в Киев вместе с внуком Мономаха, Андреем Боголюбским, показали, что тоже так могут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий