суббота, 16 августа 2025 г.

О "красных директорах" и правилах игры

 Почему-то захотелось поговорить о «красных директорах». Хотя почему — понятно: у них сейчас праздник, ключевая ставка снизилась и, по всей видимости, будет снижаться дальше. Какое-то время им казалось, что уже всё, конец, — но теперь, вроде бы, можно вести бизнес как привыкли. И как раз об этом привычном для «красных директоров» способе ведения бизнеса хочется сказать несколько слов. К тому же, я тут обмолвился, что российские либералы, мол, когда их привлекли к управлению, построили государство, где зарплату можно не платить. А это... не совсем так. Либералы скорее прикрывали собой процесс строительства, были его лицом, — а строили-то совсем другие люди.


Либералы были нужны, чтобы изобразить «слом административно-командной системы». Но в действительности никакого «слома административно-командной системы» не произошло. Рычаги управления остались, в общем и целом, теми же, — и, что примечательно, они, в основном, даже остались в тех же руках. Просто эти руки (и их обладатели) освободились, — от партийно-государственного контроля и, по многим признакам, от совести.

После того, как руководители «бывших советских» предприятий почувствовали себя свободными, — быстро произошло наполнение прилавков. "Экономисты" до последнего будут скрывать то, что прилавки в 1992 году "наполнились" из-за, во-первых, резкого снижения покупательной способности большинства обитателей "постсоветского пространства", во-вторых (и это главное) - из-за того, что "административно-командная система" перестала работать на искусственное создание дефицита. "Освобожденным" производителям, - одну половину которых составляли "красные директора", а вторую откровенные уголовники, - просто перестали мешать работать. При этом, возможность опять всё остановить никуда не делась, - наоборот, Ельцин, Черномырдин и их "уральские" друзья, пользуясь неразберихой (созданной вполне "административно-командными" способами), крепко захватили в свои руки соответствующие рычаги управления.

«Отечественным производителям» командой сверху позволили производить; вкупе с «западной гуманитарной помощью», — которая, между прочим, оказывалась на каких угодно основаниях, только не на «свободно-рыночных», — это и позволило «заполнить прилавки». А отсутствие у «простых» на руках людей достаточного количества денег, в свою очередь, не позволило сразу же раскупить это «изобилие».

В свободной конкурентной борьбе «красные директора»... легко побили уголовников-«цеховиков». По той простой причине, что «советские предприниматели» умели «работать» в условиях советской экономики; что-то откуда-то стащить, где-то что-то «достать» среди работающих как обычно советских производственных цепочек — вот это они могли, это они умели. 

«Цеховики», «несуны» и прочая мразь, ненадолго провозглашённая «героями» и «образцами для подражания» в начале «лихих девяностых», - при всех различиях между собой, имели важную объединяющую особенность. Все они были встроены, - намертво, - в ту самую «советскую административно-командную систему». Большинство просто воровало («доставало») некоторые продукты, произведённые «неэффективной» советской промышленностью; меньшинство находило «более эффективное применение» добытому (украденному) на складах «неэффективного» государства сырью; находились, конечно, ещё «уникумы», которые производили «в гаражах» и потом продавали «в темную» что-то действительно новое и полезное, становясь полнейшими (то есть, вообще никаких ограничений) монополистами благодаря своему положению в существовавшем порядке. А вне этого порядка...

Навыков работы на «Свободном Рынке» у этих бандитов было гораздо меньше, чем у «красных директоров», многие из которых работали на импорт, в том числе в «свободные» страны. 

По сути дела, «красные директора» стали хозяевами страны... не несущими за свои действия вообще никакой ответственности. «На самом верху» сменяли друг друга министры и прочие чиновники, — а руководители производства продолжали делать своё дело, защищённые «молодыми реформаторами» и другими подставными лицами даже от народной обиды. Больше того: среди «простого народа» по сей день находится немало людей, сочувствующих «советским руководителям», хапнувшим заводы и шахты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий