К разговору о древней истории России хотел вернуться несколько позже, но... во-первых, «копание в древностях» помогает несколько лучше понять нынешние события, во-вторых... я ранее допускал ошибки, и их нужно исправлять. В частности, превратное представление у меня было и о белорусском вопросе. Я исходил из того, что был некий «древнерусский народ», на основе которого потом «сделали» белорусов (сначала украинцев, потом, значит, их), «отрезав» от «единого русского целого». Как я понимаю, схожих представлений придерживаются многие россияне... и это неправильно. Совсем-совсем.
Из восточнославянских племён, упомянутых в «Повести временных лет», можно было создать единую нацию, — в XVII веке была такая возможность. На том я стою. Если бы великороссы, — и их цари с прочими начальниками, и сам «простой народ», — действовали бы иначе, единая русская нация состоялась бы. За доказательствами далеко ходить не надо, — достаточно посмотреть на Новгород Великий, где предпосылок для возникновения отдельной нации было ничуть не меньше, чем в Киеве и Минске-Полоцке. Московские цари из рода Рюриковичей не дали состояться «новгородскому национальному проекту»; действовали они очень жестоко, кровь лилась рекой... и можно было бы осудить их за «геноцид словен», если бы не одно обстоятельство. А именно: везде в мире (в Европе уж точно) национальное строительство велось точно так же. Оно по-другому просто не ведётся. Выводы же насчёт того, «хорошо» или «плохо», можно делать, только глядя на итоги.
Вот сейчас существуют три «русских», — имеющих все права на наследие Руси, — государства: Украина, Россия, Беларусь («отказавшись от русского имени», уступив «права на Русь», украинцы сделали великороссам подарок, который до сих пор не оценён). Хороши ли отношения, сложившиеся между ними? Хорошо ли простым труженикам жить в условиях тех отношений, которые между ними сложились? Или, может, было бы лучше, если бы на всех этих землях была «Единая Русь»?.. Вопросы нужно ставить так. Ответа у меня нет... своё мнение есть, но навязывать его я не хочу никому.
Так вот. О «белорусском вопросе», — а точнее, о том, почему дороги Беларуси и России разошлись, и они, вроде сближаясь так, что теснее некуда, единым целым стать, всё-таки, не могут. Это имеет самое прямое и непосредственное отношение к истории России.
В Москве жили вятичи. А во Владимире, помимо финнов-меря, жили ещё и славяне-кривичи. Кроме Владимира, они жили в Твери.
То есть, известное противостояние между Москвой и Тверью было не просто «дракой меду русскими за то, кто здесь главный» (как между Москвой и Рязанью). Друг против друга сражались два разных славянских племени, — и сражались, по сути дела, за то, в каком направлении будет развиваться государство, сейчас называющееся "Россия".
Если бы в схватке победила Тверь, - у нас, по всей видимости, было бы единое государство с белорусами: именно они — «прямые наследники» кривичей. Это единое государство белорусов и великороссов было бы более европейским... в том смысле, что большая его часть находилась бы в Европе... точнее, оно, скорее всего, целиком находилось бы исключительно в Европе, у него не было бы ни нынешней «Азиатской части», ни нижнего Поволжья. В его языке более часто действовало бы правило «как слышится, так пишется»; вряд ли это правило действовало бы настолько всеобъемлюще, как в современном белорусском, но... И ещё: правду мы все называли бы «кривдой»...
Я не знаю, каким словом обозначается правда в современном белорусском (и нарочно не буду уточнять), - зато точно помню, что Янка Купала в известном стихотворении писал именно о (народной) "кривде": "А што яны нясуць на худых плячах, на руках ў крыві, на нагах у лапцях? Сваю крыўду". Тут надо понимать, что кривичи, в отличие от большинства восточных славян, поклонялись "главному змею", которого называли "Велесом" или "Волосом". Самое простое изображение змеи - это кривая линия... а слово "крива" или "кривая" могло быть эвфемизмом для обозначения змеи (как слово «медведь» стало обозначением для этого «страшного зверя»... древние славяне, и не только они, полагали, что «страшного зверя» лишний раз «по имени» лучше не называть, чтобы не «позвать»; встреча со змеёй жизни — то ещё «удовольствие», даже для тех, кто ей поклоняется). Следы «поклонения змее» в Беларуси, насколько я понял, прослеживаются вплоть до 15-16 веков. Если бы язык кривичей развивался совершенно свободно, без всякого давления «московской нормы»...
Любопытства ради, поискал сведенья о том, были ли крещены кривичи. Предчувствия меня не обманули. Если о крещении Полоцка, главного города "белорусских кривичей", какие-то сведенья есть, - кому любопытна история Беларуси, поищите сами, - то о Смоленске, главном городе "российских кривичей", никаких сведений нет вообще. То есть, никаких подтверждений того, что Смоленск вообще был крещён, нет: "Исторических документов, подтверждающих факт крещения всей Смоленской земли именно в 1013 году к настоящему времени не обнаружено", - зато есть многочисленные клятвы мамой, от местных «историков» и, так сказать, лиц духовного звания.
О тверских кривичах... никто не знает вообще ничего. Из относительно достоверного - нашлись только данные обмера черепов, выполненного... разумеется, при Сталине (когда в Москве памятник Юрию Долгорукому поставили, ась?). У Ленина на это времени не было, а остальным местным правителям (кроме, разве что, "немки" Екатерины II) до древней истории России не было никакого дела... точнее, своей целью они видели её сокрытие, ради утверждения концепции «Единого Древнерусского государства со столицей в Киеве».
Ныне в жилах многих великороссов течёт кровь кривичей... но это не имеет никакого значения. Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что в жилах белорусов, русских и украинцев течёт кровь примерно всех племён, упомянутых в «Повести временных лет», — и славянских, и неславянских. Важно, что те племена и части племён, которые, в конце концов, стали россиянами, с определённого времени начали «жить по Москве», отказавшись от своих особых традиций. Правила «жизни по Москве» разрабатывали московские князья, — а устанавливали и поддерживали их работу либо сами москвичи-вятичи, либо потомки тех, кого москвичи-вятичи ранее заставили начать «жить по Москве». Это ещё не создало единую русскую нацию, — но уже определило то территориальное ядро, на котором и вокруг которого она сложилась.
Вот ещё что хочу сказать. Может ли у русских быть объединение с белорусами? Может! Как и с украинцами. Но это может быть или «империя», где одна нация подавит другие, — или Советский Союз, где народы будут не «делить прошлое», а строить лучшую жизнь, лучшее будущее. Вместе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий