Захотелось сказать ещё несколько слов по «Хазарскому вопросу». Пересмотр обычного отношения к Хазарии, осознание того, что именно Хазария (а вовсе не «Киевская Русь») — это древняя Россия, заставляет задуматься над тем, как быть с Пушкиным. Точнее, с «Песнью о вещем Олеге», которую все знают и с которой для очень многих начинается знакомство с русской классической литературой. А там хазары представлены в качестве наших врагов... не надо ли срочно поменять наши учебные программы?
Отвечаю сразу: не надо! Не нужно никуда Пушкина «задвигать», тем более не следует пытаться его «заменить Есениным» (как чистокровным вятичем). Пушкин почитается, как создатель русского литературного языка — совершенно заслуженно. Лучшего пособия для освоения русского языка (а осваивать русский язык нужно не только иностранцам, но и тем, для кого он является родным), чем творчество Пушкина, — нет, не будет... и не нужно. А то, что содержание отдельных строк Пушкина порой расходится с исторической правдой — это... даже хорошо. Просто эти расхождения нужно осознавать и учитывать.
Кажется, даже до российских «патриотов-государственников» уже дошло, что определять своё отношение к деятельности, например, Бориса Годунова, опираясь только на творчество Пушкина, — это... как-то неправильно. Вот и со всеми остальными историческими событиями, которые так или иначе отразились в творчестве Александра Сергеевича — ровно то же самое. Не надо строки Пушкина тупо заучивать, — нужно размышлять, заучивая; это трудно, — зато это развивает мышление. Расхождения с исторической правдой в этих строках — отличный повод для размышлений.
«Песнь о вещем Олеге» великороссам, на мой взгляд, следует хранить с особой тщательностью, — более тщательно, чем даже остальное творчество Пушкина. Хранить — как память о временах, когда государство, существовавшее на нашей земле, пыталось лишить великорусский народ его прошлого. Не надо забывать ублюдочную концепцию «триединого русского народа» (с древней столицей в Киеве), — наоборот, каждому россиянину следует помнить о том, как местные правители (сперва желая обосновать свои «права на всю Русь», а затем стремясь воцариться над триединым, подчинив себе весь мир) вгоняли наших предков в безумие.
«Повесть временных лет» (и русские летописи вообще) были ведь для русских царей этаким священным текстом, в который поправки «решением съезда КПСС» внести было невозможно; «убрав» русские летописи из «культурного поля», русские цари (это касается и Романовых, и Рюриковичей) немедленно получили бы если не от «простонародья», то от местных «крутых людей» вопрос: а вы, собственно, кто и по какому праву тут распоряжаетесь? Поэтому всех образованных русских людей заставляли читать отрывки из «Повести временных лет»... каждый образованный русский человек обязан был знать про поход Олега на Царьград и месть Ольги древлянам... а вот о вражде полян и вятичей образованные русские люди задумываться были не должны. И вот для того, чтобы у образованных русских людей не возникало «неправильных» мыслей о прошлом, — царские прислужники настойчиво создавали определённую «культуру чтения» русских летописей; «чтения», при котором читающие «не замечали» написанное в летописях, если оно было неудобно для царей.
Сейчас мы все видим, чем это закончилось. Видим, с одной стороны, россиян, заучивших про «Киев-мать городов русских», — хотя Киев не является никакой (ни в каком смысле) «матерью» ни для Москвы, ни для Рязани (как и для Полоцка, кстати; как и для Новгорода, если уж на то пошло). А с другой — видим украинцев, уверовавших в «Украину-Русь» и свои исключительные «права» на всё целиком «наследие Руси». Россиян заставили забыть о вятичах; украинцев точно так же заставили забыть о полянах, хотя древнее государство со столицей в Киеве, древнюю Украину, следовало бы называть вовсе не «Киевской Русью» (как бы одной на всех), но Полянским Каганатом. Мне самому не нравится, когда слово «геноцид» используют как обозначение любых ужасных событий... но вот если людей на протяжении многих поколений сознательно и целенаправленно заставляют забыть своих предков, забыть прошлое своего народа, принять в качестве «своего прошлого» то, чего вообще не было, если культивируют безумие, — это что такое?
Повторю: сейчас последствия усилий царских прислужников, последствия «Российской империи» (которая на деле была враждебным для великороссов и всех русских государственным образованием) — у всего мира перед глазами, их видят все. Но когда-нибудь то, что сейчас происходит, закончится. Ведь закончится, правда же? И когда закончится, — очень многим захочется забыть это, как страшный сон. Сильно захочется, — а нельзя это забывать. И вот для того, чтобы не забывать никогда, великороссам и стоит читать пушкинскую «Песнь о вещем Олеге» вдумчиво, учить — и размышлять над заучиваемым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий