Необходимое, как мне кажется, дополнение к рассуждениям о "Всемирном фестивале молодежи и студентов - 2017" и "фестивальном движении" в целом.
Как известно, "Фестиваль - 2017" вобрал в себя две как бы параллельные программы, - как бы "правильную, левую и революционную" и откровенно буржуазную, с Грефом (и прочими подобными деятелями). "Объединяющей фигурой" для обоих "крыльев" мероприятия стал, разумеется, российский "национальный лидер". "Да здравствует Путин! Долой империализм!", - восклицали левые посланцы со всего мира; "Светлыми пятнами всей церемoнии была речь Президента ВФДМ, речь Президента Рoссии...", - вторила им секретарь ЦК остатков ОКП Митина... ну, а про "правительственную часть программы" и говорить нечего. Российский "национальный лидер", нужно отдать ему должно, сделал небольшой шажок навстречу участникам "Фестиваля", сказав в своей приветственной речи: "Молодое поколение всегда приносит в мир новаторские идеи. Вам свойственны эксперименты, споры, свойственно не соглашаться с привычным укладом вещей. Дерзайте! Создавайте своё будущее. Стремитесь изменить этот мир, сделать его лучше" (и ни слова не сказав о важности сохранения "Стабильности"; это было настолько дерзко, что даже правительственная "Российская газета" подвергла "национального лидера" некоторой цензуре, вырезав, в частности открытый призыв к попыткам "изменения этого мира", - впрочем, "национальному лидеру" не привыкать), - но массу российских левых всё равно тошнило. И это неудивительно... можно даже было бы сказать, что это - правильно, если бы не одно неприятное обстоятельство.
То, что вместо заявленных Эрнестo Че Гевары, Фиделя Кастрo и Мoхаммеда Абдельазиза настоящим "символом Фестиваля" становится Путин, - у российских левых вызывает неприятие... а вот сами символы мероприятия у большей их части никакого неприятия не вызывают. Хотя казалось бы... о Че Геваре - разговор особый, но Абдельазиз коммунистом не являлся вообще (в конституции провозглашённой при его непосредственном участии Сахарской Арабской Демократической Республики говорится чётко и ясно: "Статья 35. Право частной собственности гарантируется и охраняется законом", - ничего социалистического там нет даже на уровне деклараций; и к антиимпериалистическим силам его "ПОЛИСАРИО" отнести можно лишь весьма условно, хотя бы потому что Марокко на крупного империалистического хищника не тянет, - в лучшем случае это сугубо буржуазное, с отчётливым религиозным уклоном ["Статья 2. Ислам – религия государства и основной источник закона"], национально-освободительное движение, в худшем же обычные буржуазные сепаратисты), под руководством и опекой Кастро Куба прошла путь от капитализма к социализму и обратно (то есть, революционный антиимпериалистический символ из его фигуры тоже получается так себе). Если левой молодёжи в течение многих лет навязываются в качестве "символов борьбы" такие деятели, как Абдельазиз, Кастро, Лукашенко, Чавес, - не стоит удивляться тому, что она, в итоге, начинает славить Путина.
Но тут, однако, следует копнуть ещё глубже. Путин не стал бы настоящей объединяющей фигурой "Всемирного фестиваля молодежи и студентов", а Абдельазиз и Кастро не стали бы его заявленными символами, если бы не было определённой гнили в самых глубинных основах "фестивального движения" как такового. Об этом я уже говорил две недели назад, но стоит кое-что добавить, поскольку это напрямую связано с третьим "символом Фестиваля", Эрнесто Че Геварой. Не думаю, что открою Вам, товарищ Читатель, что-то сильно новое, если скажу, что в истории есть два Че Гевары: реальный боец-коммунист (практик и теоретик), - и, собственно, популярный символ, возникший ещё при жизни бойца, изначально весьма слабо с ним связанный и с каждым годом всё более становившийся коммерческим. "Пиво с Че Геварой", думаю, у любого коммуниста не вызовет ничего, кроме тошноты, но тут следует взглянуть на истоки. Популярный образ Че Гевары (изначально, повторю, достаточно слабо связанный с настоящим Че), очищенный от откровенной коммерции, - это "молодой революционер, для которого Дело прежде всего", и тут важно каждое слово. Прежде всего, разумеется, "Дело прежде всего"; "раздумывать не надо, надо сразу браться за винтовку", - примерно с этим данный популярный образ был связан изначально... а потом "дела", волшебным образом (на деле, разумеется, ничего волшебного, просто этакий социальный инстинкт самосохранения), из вооружённой борьбы превратились в "политическую активность" вообще, под которую можно подвести и участие "человеко-флагами" в согласованных с буржуазным начальством митингах, и раздачу "у проходных" свободных от толкового содержания листовок, и, собственно, "Фестивали молодежи и студентов".
Следует, однако, сказать и об образе "молодого революционера". Как раз с середины 50-ых - начала 60-ых, - в том числе и через "Фестивали молодежи и студентов", - начинается, не побоюсь этих слов, смещение смыслов. Основы для него были, разумеется, заложены Маяковским: "Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым" (соответствующий плакат, к слову, был нарисован в 1954 году), - а суть заключалась в том, что пропаганда начала создавать образ коммунизма не как будущего мира, но именно как его молодости. Образ Че Гевары, - ещё вполне "революционный", как бы, - внёс в продвижение этого нового образа коммунизма чрезвычайно существенный вклад (если вообще не решающий). Может показаться, что ничего плохого в этом смысловом сдвиге нет, - но это лишь видимость; будущее есть то, что неизбежно сменяет прошлое, - а молодость, в свою очередь, столь же неизбежно сменяется... если не старостью (наука развивается и, быть может, когда-нибудь в очень далёком будущем люди вообще не будут знать старческой немощи), то, во всяком случае, зрелостью. И в силу этого, - того, что молодость неизбежно проходит, - молодым прощаются некоторые шалости; "Кто в молодости не был радикалом — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума", - Черчилль такого не говорил, но соответствующее представление в буржуазном обществе распространено (почему, собственно, и приписывают эти слова то Черчиллю, то другим "великим" деятелям)... не основа ли для пресловутой "конвергенции"?
Едва ли стоит говорить, что установки, вбитые в головы миллионов людей - это не просто явление общественного сознания, заслуживающее пристального внимания, но самая настоящая материальная сила... или, как в данном случае, слабость. "Коммунизм как молодость мира" неизбежно (если соответствующие установки не будут своевременно вычищены из человеческих голов, разумеется) превращается, по прошествии времени, в прошедшую молодость, которая закономерно становится "светлым прошлым". "Память как национальная идея", сохранение Мавзолея как то, ради чего можно терпеть современную несправедливость и не рыпаться, - это всё, в конце концов, едва ли не с необходимостью вытекает из "молодости мира"; устремлённость в будущее сменяется злой тоской по прошлому и, в конце концов, нежеланием ничего менять (потому что чем больше изменений, тем меньше напоминаний об ушедшей юности)... а потом на смену "молодым душой старикам" приходит старая душой молодёжь. Исковерканный коммунизм превращается в чистейший "путинизм".
Повторю ещё раз: ничего такого на "19 Всемирном фестивале молодежи и студентов" не произошло, - просто внешний вид пришёл в соответствие с сущностью.
via МПГ "Октябрь-большевики". Издание "На ножах" https://octbol.livejournal.com/697821.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий