вторник, 23 июля 2013 г.

Субъективный идеализм как основа мировоззрения членов ВКПБ Нины Андреевой

Продолжаем исследовать такой малоприятный вопрос, как современное существование "Всесоюзной Коммунистической Партии Большевиков" Нины Андреевой. Вскоре после того, как наше с ВКП(б) совместное заявление по поводу "реформы" РАН было распространено в Интернете, - на сайт нашей группы заглянул активист ВКПБ Андреевой, известный как Андрей Чернов. Развернувшееся обсуждение позволило выявить некоторые общефилософские основы того мировоззрения, которым руководствуются "большевики-андреевцы".

Обратимся снова к заявлению, которым ВКПБ оформила отказ от союза с ВКП(б). Нина Андреева и её соратники пишут там, в частности: "И, во-вторых, утверждение, что потерпел поражение в СССР социализм, есть мнение антисоветчиков и буржуазной пропаганды. Мы считаем, что потерпел поражение в СССР не социализм, а его извращения, ревизионизм и оппортунизм, отказ от марксистско-ленинской концепции построения социализма. Ревизионизм и оппортунизм разъедали КПСС, начиная с хрущёвского периода. В результате КПСС деградировала идеологически, перестала быть руководящей и направляющей силой развития страны в направлении социализма, оторвалась от народа и существовала уже как бюрократическая организация к моменту активной фазы контрреволюции – 90-е годы ХХ столетия. Именно КПСС, её руководство в первую очередь и руководящие структуры несут полную ответственность за постепенный отказ от построения социализма, от дальнейшего шествия СССР к коммунизму, за шествие в обратную сторону – к уголовному капитализму и за насильственное разрушение СССР".

Каждый человек, конечно, волен считать, как ему угодно, - но какой взгляд на причины произошедшего с Советским Союзом выразили "большевики Андреевой"? Есть событие, - СССР стал "шествовать в обратную сторону" и пришёл "к уголовному капитализму" и собственному разрушению. А причиной его явился, если верить соратникам Андреевой... "отказ от марксистско-ленинской концепции построения социализма", - других причин не называется. Оставим в стороне то, что этому "отказу", по признанию самих же "большевиков Андреевой", предшествовало следование концепции (лишь "с хрущёвского периода" сменившееся отказом), "извращениям" социализма - собственно социализм... и если от следования концепции перешли к отказу, а от социализма к его извращениям, то это уже является поражением социализма... Оставим всё это в стороне. Есть событие общественного бытия - смена общественного строя в СССР, скачок назад от "шествия к коммунизму" "к уголовному капитализму"; и это событие "большевики Андреевой" объясняют... волей начальства. Изменения в общественном сознании ("Ревизионизм и оппортунизм разъедали КПСС... КПСС деградировала идеологически") объявляются основной причиной изменений в общественном бытии. Такой подход чужд не только ленинизму, но и марксизму вообще, ведь "Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс" (Ленин, ПСС, т. 1, с. 139). Нина Андреева и её соратники, таким образом, порвали не только с ленинизмом и большевизмом, но и с материалистическим пониманием истории вообще, - перейдя на точку зрения раскритикованной Лениным (в работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов" и ряде других трудов) "субъективной школы" в социологии.

Философской основой построений Нины Андреевой и её соратников является субъективный идеализм. В отличие от материализма, утверждающего независимое от общественного сознания существование общественного бытия (воздействовать на которое общественное сознание может лишь при определённых условиях, - тогда, когда, во-первых, оно в достаточной мере верно отражает его и когда, во-вторых, в самом общественном бытии имеются силы, могущие по своим объективным свойствам стать проводниками влияния общественного сознания, воплотить те или иные идеи в жизнь): "Из того, что вы живете и хозяйничаете, рожаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно-необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда" (Ленин, Материализм и эмпириокритицизм - М.: ОГИЗ Государственное издательство политической литературы, 1946; с. 288), - субъективный идеализм считает, что историческое развитие общества определяется и направляется волей начальства, желаниями отдельных выдающихся личностей. Если верить субъективным идеалистам, как захочет начальство, как пожелают "герои", - так и будет, так и станет развиваться общество. Нина Андреева и её соратники, как видно, крепко стоят на почве субъективно-идеалистических воззрений, - потому, в частности, всю вину за гибель СССР возлагают исключительно на КПСС, даже не делая намёка на существование в СССР классов, на классовую борьбу внутри советского общества: "Именно КПСС, её руководство в первую очередь и руководящие структуры несут полную ответственность за постепенный отказ от построения социализма".

Нельзя, впрочем, сказать, что для ВКПБ объективных условий, в которых действуют отдельные люди и целые партии, не существует совсем. Кое-что о них сказано, например: "Не сказано о том, что наличие товарного производства и товарно-денежных отношений заключает в себе потенциальную возможность реставрации капитализма, что и произошло в СССР", - но это совсем не означает отход Нины Андреевой и её соратников от традиций субъективной социологии. Скорее, этот пассаж говорит о следовании данным традициям: известно, что последовательно проводить субъективно-идеалистическую линию здоровому человеку, тем более учёному, трудно (поскольку последовательность здесь приводит к представлению о том, что существуют лишь рассуждающий человек и его ощущения, ничего больше). Поэтому подавляющее большинство социологов-субъективистов (если не все) как-нибудь, да признавали объективные условия. Например: "Живая личность со всеми своими помыслами и чувствами становится деятелем истории на свой собственный страх. Она, а не какая-нибудь мистическая сила, ставит цели в истории и движет к ним события сквозь строй препятствий, поставляемых ей стихийными силами природы и исторических условий" (Михайловский Н.К. Десница и шуйца Льва Толстого // Михайловский Н. Литературная критика. Статьи о русской литературе XIX - начала XX века - Л.: Художественная литература, 1989; с. 56 - 57), - классик "субъективной социологии" Михайловский вполне себе признаёт не только существование стихийных сил природы, но и "исторических условий" (другое дело, что они, по его мнению, создаются, видимо, не деятельностью "живых личностей", а чем-то другим).

Кроме того, рассуждая о товарно-денежных отношениях, Нина Андреева и её соратники сами не доходят до конца: "...для построения коммунистического общества необходимо ликвидировать товарное производство и товарно-денежные отношения (и заменить их прямым продуктообменом). Пока будут существовать товары и деньги, ни о каком коммунизме и речи быть не может", - между тем, известно, что и при продуктообмене "ни о каком коммунизме" (полном) "и речи быть не может": "...обмен, и справедливый и несправедливый, всегда предполагает и включает господство буржуазии (...) без уничтожения хозяйственной организации, основанной на обмене, невозможно прекращение международных столкновений" (Ленин, ПСС, т. 1, с. 155), - впрочем, нелепо требовать хорошего знания марксистско-ленинской теории от тех, кто с марксизмом-ленинизмом порвал. Порвал, перейдя на буржуазную точку зрения, ибо "за гносеологической схоластикой эмпириокритицизма нельзя не видеть борьбы партий в философии, борьбы, которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества" (Ленин, Материализм и эмпириокритицизм - М.: ОГИЗ Государственное издательство политической литературы, 1946; с. 317).

Комментариев нет:

Отправить комментарий