понедельник, 7 апреля 2014 г.

Московское утро признаний #Украина #Россия #Крым #Крим #Донецк #Донецьк #Луганск #Луганськ #ФСБ

В середине марта мне приходилось говорить о том, что при подготовке свержения "режима Януковича" российские империалисты использовали хозяйственные связи между Россией и Украиной, сохранившиеся со времён СССР. В сегодняшнем (№60 (3564)) выпуске газеты "Ведомости" обнародована статья О.Кувшиновой и А.Никольского "Между Востоком и Западом", где приведены любопытные количественные данные о хозяйственных взаимоотношениях Украины и России.

Начнём с наиболее заметного. В 2012 году Россия импортировала в Республику Украина товаров на 27,418 миллиарда долларов, - и экспортировала оттуда на 17,632 миллиарда; при этом, страны Европейского союза импортировали туда же товаров на 26,156 миллиарда, экспортировал оттуда - на 17,081 миллиарда. При этом, Россия ввозила в Республику Украина, в основном, сырьё (больше половины российского импорта пришлось на газ), вывозила машины, оборудование, транспорт (39,2% экспорта). Если больше ничего не знать о России и Украине, - может показаться, что это Украина выкачивает из России природные ресурсы, ввозя взамен свои машины, то есть, что Россия находится в колониальной (неоколониальной) зависимости от Украины, а не наоборот.

А вот дальше... дальше начинается то, что без учёта "советского фактора" понять невозможно: "Из России Украина импортирует в первую очередь сырье: на газ приходится половина всего импорта, а вместе с нефтью и продуктами ее перегонки — почти 2/3. А поставляет помимо металлов продукцию с высокой добавленной стоимостью: до 40% экспорта в Россию — продукция машиностроения, на Россию приходится половина всех поставок украинского машиностроения за рубеж. Некоторые его отрасли почти полностью работают на российский рынок (электродвигатели и генераторы, ядерные реакторы, вагоны и локомотивы, некоторые виды автомобилей и запчастей, детали для самолетов и т. д.). Украина внесла гораздо больший вклад в модернизацию российской экономики, чем Россия — в развитие украинской, заключают эксперты РАН (...) Неконкурентоспособной продукцию делает высокий — более 80% — износ основных фондов и в 2-2,5 раза выше европейского уровень материало- и энергоемкости производств, сравнивает Манцуров: большинство предприятий — времен СССР, когда о затратах энергии не особо беспокоились". Насчёт затрат энергии закрадывается, конечно, подозрение, что если б дело было только во "временах СССР", то за более чем 20 лет независимости украинцы могли бы хоть что-то в своей промышленности обновить... но, как видно, не обновили. Потому что на поверхности Украина "выкачивает" из России сырьё и ввозит в неё машины, - а по сути ввозить эти машины больше некуда, а вот ввоз сырья может быть перекрыт в любой момент (и потери для России от этого будут, конечно, значительными, но вполне переносимыми). И вообще, всплывает очень неприятная для российских любителей рассуждать про "сырьевую экономику" подробность: российский экспорт сырья - это не тупая "выкачка богатств российских недр оккупантами", а мощный российский инфраструктурный комплекс (на который "завязаны" и предприятия обрабатывающей промышленности тоже), возможности которого позволяют в любой момент прекратить поставки сырья, - хоть Украине, а хоть даже и "самому" Евросоюзу.

У России имеются и иные рычаги воздействия на Украину: "Выгода в объединении с ТС могла бы быть в производственных альянсах, согласен Панченко: «Но ничего этого не было предложено». Наоборот, Россия начала развертывать импортозамещение. Так, если в 2012 г. инвестиции во все машиностроительные отрасли России составили 250 млрд руб., то модернизация одного ОПК предполагает, по расчетам журнала «Эксперт», что только в оборонку будет инвестироваться до 300 млрд руб. ежегодно до 2020 г.", - возвращаясь к вопросу о ввозе украинских машин в Россию. Украине их ввозить больше некуда, - значительная часть её промышленности как была в советские годы ориентирована на "Москву" (точнее, тогда она была ориентирована на общесоюзный народнохозяйственный комплекс, но в данном случае это неважно, поскольку при дележе награбленных советских мощностей российские капиталисты всё самое ценное оставили себе), так и ориентирована на неё и по сей день. А вот у России есть возможность развернуть импортозамещение... кстати, догадываетесь, откуда она взялась? А взялась она оттуда, что советская промышленность, особенно после Великой Отечественной войны, строилась с учётом возможности потери западных областей страны, благо негативный опыт 1941 года уже имелся.

В силу вышеуказанного обстоятельства, кстати, вот это: "ОПК юго-востока Украины на 80% связан с Россией, которая кровно заинтересована в его поставках — без Украины можно выпускать только 17% номенклатуры изделий военного назначения, утверждает секретарь ЦК КПРФ Сергей Дорохин (цитаты по kprf.ru). Разрыв сотрудничества в этой области был бы катастрофичен для обеих стран, считает он: Украина потеряет основной рынок сбыта, России потребуется несколько лет и порядка $20 млрд на локализацию производства. Именно судьба этих предприятий определит развитие отношений Украины и России, для которой разрыв данных связей чреват более тяжелыми последствиями, чем все санкции ЕС и США, убежден Сергей Беспалов из РАНХиГС", - весьма сомнительно, поскольку именно оборонная промышленность, прежде всего, строилась по принципу "один завод в Европе - один на Урале" (или за Уралом). Видимо, "эксперты КПРФ" предпочли не выдавать лишний раз военную тайну (тем более, что принцип-то известен, но здесь речь идёт о конкретных предприятиях), а "Ведомости" предпочли сослаться именно на них, чтобы "стандартный читатель" этой газеты сразу понял, что к чему. Соответственно, и это: "По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, поставки продукции ОПК Украины в Россию — приблизительно $0,5 млрд в год, на наиболее важную их часть — авиадвигатели ТВ3-117/ВК-2500 производства запорожской компании «Мотор сич», в первую очередь вертолетные, приходится примерно 70%. Этими двигателями оснащаются практически все российские боевые и транспортные вертолеты. А в российских двигателях ВК-2500, которыми можно заменять запорожские, также используются компоненты с Украины. Полная замена украинских двигателей на ВК-2500, производство которых подготовлено на заводе компании «Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК) под Петербургом, по словам источника в Минобороны, экономически нецелесообразна из-за большей цены. По словам представителя «Вертолетов России», в 2011 г. с «Мотор сич» был подписан контракт на $1 млрд на поставку двигателей до 2015 г., но действует и соглашение с российской ОДК о поставке двигателей до 2020 г., все новые ударные вертолеты Ми-28 и Ка-52 оснащаются только российскими ВК-2500. При этом перебоев с поставками двигателей с Украины нет, говорит представитель «Вертолетов России». По мнению менеджера предприятия российского авиапрома, политический вес владельца «Мотор сич» Вячеслава Богуслаева в Запорожье таков, что прекращения этих поставок ожидать не приходится, если же в случае какого-то пока неведомого катаклизма это случится, то замещение украинских поставок может занять не менее двух лет. Кроме того, КБ «Южное» из Днепропетровска продолжает работы по техническому надзору и продлению сроков службы в отношении самых мощных российских стратегических ракет шахтного базирования РС-20 Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Как говорил бывший начальник штаба РВСН Виктор Есин, прекращение этого сотрудничества невыгодно для «Южного», если же это произойдет, при определенных затратах эти услуги смогут начать предоставлять российские предприятия и ракеты в итоге прослужат отведенный им срок примерно до 2020 г. Без участия Украины невозможен выпуск самолетов «Ан», держатель конструкторских разработок которых — украинское КБ «Антонов». Советник президента России Сергей Глазьев предупреждал, что в случае подписания Украиной соглашения с ЕС Россия будет пытаться удержать технологии и переносить производства на свою территорию" ("говорящая" ссылка на презираемого либеральной общественностью Глазьева), - тоже сгодится лишь для общего развития. То есть, "Мотор сич" и другие хорошие предприятия всё это, наверное, производят; и "дорогие россияне" это, наверное, закупают; но вот насчёт безальтернативности - нужно делить на три, по меньшей мере. В общем, нужно запомнить лишь итоговый вывод, сделанный несмотря на все "но": "Экспорт Украины в Россию аналогичен тому, что может производить сама Россия, констатирует Панченко, экспортеры теряют российский рынок и без всяких торговых войн".

Немного милых подробностей о том, как душили "режим Януковича": "2012 г. Украина «хоронила» автопром: выпуск упал в несколько раз из-за введения Россией утилизационного сбора, а экспорт в Россию — более чем вдвое с $482 млн в 2007 г. В 2013 г. в ходе торговой войны в Россию не могли попасть украинские вагоны, экспорт транспортного машиностроения в Россию сократился почти наполовину. Украинским вагонам готовится замена: в позапрошлом году в Тихвине был запущен завод по производству грузовых вагонов. После посткризисного восстановления товарный экспорт Украины в 2012 г. замедлил рост до 0,6%, а в прошлом году сократился на 8%. Экспорт в Россию падал быстрее, чем общий, и больше, чем в Европу (на 11 и 14,6% против 5,5 и 2,1% в 2012-2013 гг. соответственно)".

И столь же милые подробности о том, что ждёт Украину теперь: "По уровню конкурентоспособности экономика Украины согласно рэнкингу Всемирного экономического форума проигрывает и России, и почти всем восточноевропейским странам, а вот по эффективности товарных рынков она Россию обгоняет, хотя и находится в последней четверти мирового списка из-за высоких налогов, неэффективного применения инвестиций, таможенных и административных барьеров. Экономику предстоит выводить из коллапса ценой жестких реформ, но бояться надо не жестких решений, советовал коллегам на экстренном экономическом саммите в Киеве автор грузинских экономических реформ Каха Бендукидзе: «Как заразить людей жаждой реформ? Сначала нужно понять, в какой вы ж*** и как профукали 20 лет. “Ще нэ вмэрла” петь будет поздно: этот страх должен овладеть вами». Если Украина улучшит администрирование и качество инфраструктуры хотя бы до среднего восточноевропейского уровня, то при открытии торговых границ ее экспорт согласно исследованию Комиссии по международной торговле США будет расти быстрее, чем импорт (на 16 и 8% соответственно). «Мы считаем, что, просто открыв пространство для бизнеса, вернув стране то, что должны, мы уже создаем точки роста», — согласен министр экономики Украины Павло Шеремета, чье ведомство приступило к реформам по дерегуляции". В общем, вывозить Украина будет больше, чем ввозить, да и то это "счастье" наступит не сразу, а лишь когда "Украина улучшит администрирование и качество инфраструктуры хотя бы до среднего восточноевропейского уровня". Но вот что именно будет вывозиться, - вопрос большой, особенно с учётом того, что "по уровню конкурентоспособности экономика Украины согласно рэнкингу Всемирного экономического форума проигрывает и России, и почти всем восточноевропейским странам", а некоторые отрасли промышленности целиком ориентированы на Россию.

Тема украинских активов "дорогих россиян" в статье раскрыта не вполне: "Российский капитал в основном приобретает активы, а не создает новые, доля накопленных российских инвестиций на Украине, по данным госстатистики, лишь чуть более 7% (но поскольку более трети инвестиций поступает с Кипра — до прошлого года главной гавани российского капитала, то в реальности доля может быть выше, по экспертным оценкам, в 1,5-3 раза). Доля накопленных прямых инвестиций из ЕС без Кипра — 44%", - но достаточно и этого. Российский империалистический капитал как грабил Украину, так, судя по всему, и будет продолжать грабить, несмотря ни на какие "ассоциации с ЕС". А учитывая возросшее влияние российских агентов влияния и агентов просто, - прибыли российских капиталистов от "украинских операций", скорее всего, возрастут, и сильно. И это - при "спокойном" варианте развития событий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий