воскресенье, 9 октября 2016 г.

"Участвовать нужно"

Возможно, мне следовало написать это несколько раньше, - например, во время недавней "предвыборной кампании", когда интерес к теме "выборов" у народных масс (в том числе и той их части, которая имеет доступ в Интернет) был гораздо выше, чем сейчас. Цели "оседлать волну" я, однако, перед собой не ставлю, а объективно момент сейчас, пожалуй, более подходящий: "великое" лучше видится на некотором расстоянии.


В среде российской левой общественности достаточно широко, - если не повсеместно, - распространено представление, согласно которому в путинских "выборах", какие бы они ни были, обязательно нужно участвовать. Недавно на эту дорожку ступила РРП, по ней давно и уверенно идёт РКРП (ныне - РКРП-КПСС, для участия в "парламентской борьбе" создавшая зарегистрированную партию "Российский объединенный трудовой фронт"), про Партию Зюганова и "Коммунистов России" нечего и говорить. Поскольку разумно обосновать "тактику" "обязательного участия" в путинских "выборах", мягко говоря, затруднительно, - её приверженцы, обычно, идут на хитрость: приводят некоторые цитаты из работы Ленина "Детская болезнь левизны в коммунизме", - и уже на основе этих цитат (то есть, неявно, - отталкиваясь не от конкретных условий ельцинско-путинской России, а от условий, нашедших своё отражение в указанной работе Ленина) строят свои рассуждения, выдумывая "агитационно-пропагандистский" и иные "политические смыслы" участия в электоральных мероприятиях. Вот об этих-то цитатах, - и о том, в какой мере они применимы к конкретному ельцинско-путинскому порядку, - мне и хотелось бы поговорить.

Собственно - вот они, те слова Ленина, которыми, обычно, "обосновывается" тактика "обязательного участия" в ельцинско-путинских "выборах":


"Приходится понять, — и революционный класс на собственном горьком опыте учится понимать, — что нельзя победить, не научившись правильному наступлению и правильному отступлению. Из всех разбитых оппозиционных и революционных партий большевики отступили в наибольшем порядке, с наименьшим ущербом для их «армии», с наибольшим сохранением ядра ее, с наименьшими (по глубине и неизлечимости) расколами, с наименьшей деморализацией, с наибольшей способностью возобновить работу наиболее широко, правильно и энергично. И достигли этого большевики только потому, что беспощадно разоблачили и выгнали вон революционеров фразы, которые не хотели понять, что надо отступить, что надо уметь отступить, что надо обязательно научиться легально работать в самых реакционных парламентах, в самых реакционных профессиональных, кооперативных, страховых и подобных организациях" (ПСС, т. 41, с. 10-11)

"В 1908 году «левые» большевики были исключены из нашей партии за упорное нежелание понять необходимость участия в реакционнейшем «парламенте». «Левые» — из числа которых было много превосходных революционеров, которые впоследствии с честью были (и продолжают быть) членами коммунистической партии — опирались особенно на удачный опыт с бойкотом в 1905 году. Когда царь в августе 1905 года объявил созыв совещательного «парламента», большевики объявили бойкот его — против всех оппозиционных партий и против меньшевиков, — и октябрьская революция 1905 года действительно смела его. Тогда бойкот оказался правильным не потому, что правильно вообще неучастие в реакционных парламентах, а потому, что верно было учтено объективное положение, ведшее к быстрому превращению массовых стачек в политическую, затем в революционную стачку и затем в восстание. Притом борьба шла тогда из-за того, оставить ли в руках царя созыв первого представительного учреждения или попытаться вырвать этот созыв из рук старой власти. Поскольку не было и не могло быть уверенности в наличности аналогичного объективного положения, а равно в одинаковом направлении и темпе его развития, постольку бойкот переставал быть правильным. Большевистский бойкот «парламента» в 1905 году обогатил революционный пролетариат чрезвычайно ценным политическим опытом, показав, что при сочетании легальных и нелегальных, парламентских и внепарламентских форм борьбы иногда полезно и даже обязательно уметь отказаться от парламентских. Но слепое, подражательное, некритическое перенесение этого опыта на иные условия, в иную обстановку является величайшей ошибкой" (там же, с. 17-18)

"Если не только «миллионы» и «легионы», но хотя бы просто довольно значительное меньшинство промышленных рабочих идет за католическими попами, — сельских рабочих за помещиками и кулаками (Grossbauern), — то отсюда уже с несомненностью вытекает, что парламентаризм в Германии еще не изжит политически, что участие в парламентских выборах и в борьбе на парламентской трибуне обязательно для партии революционного пролетариата именно в целях воспитания отсталых слоев своего класса, именно в целях пробуждения и просвещения неразвитой, забитой, темной деревенской массы. Пока вы не в силах разогнать буржуазного парламента и каких угодно реакционных учреждений иного типа, вы обязаны работать внутри них именно потому, что там есть еще рабочие, одураченные попами и деревенскими захолустьями, иначе вы рискуете стать просто болтунами" (там же, с. 42)
Последняя цитата редко приводится в полном виде (обычно ее обрезают до: "Пока вы не в силах разогнать буржуазного парламента и каких угодно реакционных учреждений иного типа, вы обязаны работать внутри них..."), потому что после ознакомления с ней нехорошие вопросы начинают возникать сами собой. Городские и сельские реакционеры (в наших условиях это, главным образом, отнюдь не католические попы... и даже не православные, и даже не попы вообще), в самом деле, имеют сейчас некоторую поддержку в рабочей и крестьянской среде (и это, - скажу, забегая вперёд, - в самом деле свидетельствует о том, что парламентаризм в России еще не изжит политически, и парламент, избранный на свободных выборах, вид будет иметь не самый приятный... может быть, даже более неприятный, чем нынешняя "Государственная дума"), но... имеет ли это хоть какое-то отношение к путинскому как бы парламенту? Заседают ли в этом учреждении действительные представители тех самых реакционно настроенных рабочих и крестьян, - представители, которых эти реакционно настроенные рабочие и крестьяне сами выбрали туда, имея хоть какую-то возможность выбирать? А уже сама постановка этих вопросов, в свою очередь, может подтолкнуть левого активиста к ещё более нехорошему выводу, заключающемуся в том, что парламент в ельцинско-путинской России отсутствует, стало быть, и парламентские выборы отсутствуют, а ленинские цитаты, которыми сторонники "обязательного участия" любят "бить" своих оппонентов, неприменимы к российскому текущему моменту просто потому, что участвовать не в чем.

Вывод об отсутствии в ельцинско-путинской России парламента и выборов может показаться парадоксальным; главная причина этого заключается в том, что вся мощь буржуазно-государственной пропаганды в течение многих лет направляется на то, чтобы убедить российский народ в существовании парламента, - для чего россиянам, время от времени, даже дают почувствовать себя участниками процесса (для чего, собственно, устраиваются "избирательные участки", приходящим на них выдаются "избирательные бюллетени" и предоставляется даже возможность самостоятельно их заполнить), - но есть и другие, о которых обязательно следует упомянуть. Другая важная причина устойчивости представления о существовании в России выборов и парламента заключается в том, что как бы парламент и вся как бы республиканская конструкция государственного порядка, при всей их декоративности, для российской буржуазии критически важны; порядок, установившийся в России после государственного переворота 1993 годапо своей сути является самодержавным (и дело тут не в широчайших "конституционных" полномочиях "президента", - а в наличии у правящей буржуазной группировки реальнойвозможности систематически действовать, не оглядываясь ни на "законы", ни на, что важнее, интересы других буржуазных группировок), - но... официальное, юридическое восстановление монархии в России немедленно породит проблему "законных претендентов на престол", за которыми стоят вполне определённые иностранные (прежде всего американские) буржуазные группировки, которые, заполучив в свои руки, через "легитимных наследников", рычаги управления российским буржуазным государством, делиться не будут ни с кем. Иными словами, российской буржуазии (всей, поскольку в этом интересы правящей группировки более-менее совпадают с интересами других, "равноудаленных" от престола) приходится создавать иллюзию "парламентаризма" не только перед "собственным" народом, но и перед "Международным Сообществом", что требует от неё гораздо большего напряжения сил и гораздо большей изобретательности. Наконец, ещё одна причина живучести представлений о существовании в ельцинско-путинском государстве выборов и парламента заключается в... лени, присущей значительной части российских левых активистов; на этом следует остановиться подробнее.

Контрреволюция в Советском Союзе, как известно, свершалась под "демократическими" лозунгами, - и тогда, когда осуществлялся реакционный переход отсоветского государства к советско-парламентскому (и когда, стало быть, эти лозунги были наполнены некоторым реальным содержанием), и позже, когда возрождающееся самодержавие начало уничтожать и остатки диктатуры пролетариата, и буржуазный парламентаризм. В связи с этим, у многих честных(агентуру антинародного режима в расчёт брать не следует) левых активистов появился соблазн: "распространить" критику "демократической" системы, сложившейся в России после 1993 года (и в особенности - после 2000-го; в конце "лихих девяностых", под влиянием массовых забастовокдекоративные"парламентские", - и вообще "республиканские", - учреждения начали наполняться реальным содержанием, что быстро пресеклось, но успело внести дополнительную путаницу), на буржуазную демократию вообщепредставить недостатки (с точки зрения интересов трудового народа) этой системы как свидетельства порочности буржуазно-демократического порядка вообще, как чуть ли не необходимые его свойства. "Буржуазные выборы таковы каковы они есть", "Буржуазная демократия другой и не бывает", - так (или примерно так) левые активисты отвечают либеральным агитаторам, кивающим на "Запад". Отвечают, - и... как показал, например, опыт "Болотной"безнадёжно проигрывают борьбу за аудиторию, после чего им остаётся лишь утешать себя тем, что "аудитория была не наша". Что же, конкретно в Москве и Ленинграде на площадях, в самом деле, тогда преобладала "не совсем наша аудитория" (хотя рабочая молодёжь там тоже присутствовала, и шла она, в основном, отнюдь не за левыми активистами), - однако работу с нашей аудиторией левая общественность тогда провалила совсем уж позорно (в том числе и потому, что силы на агитацию "не нашей аудитории", на "борьбу за лидерство в протестном движении" растратила-таки), а её поражение в борьбе за влияние на умы (нанесённое ей деятелями типа Навального) объяснялось не столько "не нашим" характером аудитории, сколько тем, что эта аудитория была мыслящей... и мысленным взором своим видела, что государственный порядок путинской России сильно отличается от государственных порядков стран "Запада" (хотя, разумеется, и не могла научно осмыслить это различие).

Объясняется же это видимое невооружённым глазом различие между путинской (ельцинско-путинской) Россией и "Западом" именно тем, что на "Западе" буржуазная демократия есть, в нынешней же России она отсутствует. Но проявляется это не в "бесправии парламента" (настоящий парламент, по конституции, может иметь и меньше полномочий, чем формально имеет нынешняя российская "Государственная дума"), не в "неравном доступе к СМИ" (в странах "Запада" более-менее равный доступ к СМИ, особенно к телевидению, тоже имеют далеко не все политические силы) и даже не в систематических фальсификациях итогов голосования ("приписки" возможны и на "Западе") самих по себе, - в самом устройстве ельцинско-путинского государства есть нечто, из-за чего эти явления, иногда встречающиеся и в "западных демократиях", приобретают особое значение. Ельцинско-путинское государство не является демократическим в силу того, что демократия, как определял её Ленин, "есть признающее подчинение меньшинства большинству государство" (ПСС, т. 33, с. 83), - остающееся, разумеется, "организацией для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другою".

Наиболее хитрые левые активисты могут, конечно, возразить, что путинский режим, мол, тоже опирается на "поддержку большинства", - и если, мол, допустить на выборы всех желающих и честно посчитать голоса, то представители "Единой России" всё равно возьмут большинство. Что же... если на выборы, в самом деле, пустят всех желающих (пока на "парламентские выборы" не допускают даже упомянутый выше "РОТ Фронт", хотя его руководство и сдало, как положено, буржуазному начальству списки партийных активистов? - без этого у партии не было бы государственной регистрации)... если на телевидении выйдет хотя бы несколько передач, в ходе которых будет обнародован компромат на "национального лидера" и его шайку (на излёте "лихих девяностых" такое бывало... а компромата, с тех пор, на Путина и компанию собрано предостаточно), а кандидатам будет позволено свободно (не боясь обвинений в "экстремизме", подо что в путинской России может быть подведено буквально всё) агитировать за себя (и, кстати, собирать деньги на свою кампанию, - понятно, что материальные возможности кандидатов-буржуа и кандидатов, представляющих рабочий класс, неравны, но... если 10 тысяч рабочих скинутся каждый по 180 рублей, то это будет уже 1,8 миллиона рублей, а с такой суммой, по оценкам "экспертов": "Чтобы прокрутить 30-секундный ролик на Первом канале, надо иметь в кармане 1 млн. 800 тысяч рублей", - можно уже и на федеральное телевидение сунуться)... если, после всего этого, "избирательные комиссии" честно посчитают голоса, - то, может быть, "Единая Россия" получит в парламенте большинство. Возможно, даже конституционное. Может случиться и так, что "Единая Россия" займёт в парламенте не 343 места, а все 450. Но даже и в этом случае она окажется в принципиально ином положении, чем то, в котором она находится сейчас.

Если "Единая Россия" получит большинство на свободных выборах, - то есть, если будут соблюдены хотя бы те нехитрые условия, о которых говорилось выше, - то своим (пусть даже монопольным) положением в парламенте она будет обязана народу. В этом - суть: все махинации, неравный доступ к СМИ, нечестные приёмы (включая подкуп), угрозы (включая и постоянно существующую угрозу отмены итогов выборов, если эти итоги окажутся слишком "неудобными"), - всё это используется на "Западе" для того, чтобы убедить избирателей сделать свой выбор в пользу одной из политических сил. В ельцинско-путинской России же уже в 1993 году сложился порядок (события 1997 - 1998 годов ослабили, но не уничтожили его), при котором воля избирателей совершенно неважна. "Правящая партия" дополнена удобной "оппозицией", не желающей управлять (даже в 1998 году она предпочитала "контролировать") и готовой, в случае чего, сразу признать любые "итоги выборов", даже если с действительными итогами голосования "избирателей" они не имеют вообще ничего общего, - и только они ("правящая партия" и удобная "оппозиция") имеют доступ в крупнейшие СМИ, только им позволяетсядействовать... при этом, "оппозиционерам" дозволяется многое (в "лихие девяностые" им дозволялось даже иметь большинство в "парламенте"), при условии признания ими существующего порядка. Не воля народа (обманываемого, подкупаемого, а временами и избиваемого), как на "Западе", но воля (коллективного) самодержца, опирающаяся на силу танков Кантемировской и Таманской дивизий, - вот то, благодаря чему депутаты российского как быпарламента занимают свои места там. По воле самодержца его честные (объединённые в "правящую партию") и лживые (руководящие "оппозицией") слуги имеют монопольный доступ на телевидение и в крупнейшие печатные издания (крупнейшие Интернет-ресурсы тоже, в той или иной мере, контролируются правящей шайкой, "свобода в Интернете" - не более чем пропагандистский миф), по ней же они, иногда, имеют даже возможность "делать добрые дела", - по мелочам облегчать положение наиболее обездоленных (ставших таковыми благодаря политике тех же "благотворителей"), - широкие народные массы, по сути дела, видят только их... и не будет, повторюсь, ничего удивительного в том, что на свободных выборах народ, подвергшийся такой предварительной обработке, проголосует именно за своих мучителей. Дело, однако, в том, что свободные выборы при демократическом порядке происходят периодически, и те же лица, раз оказавшись обязанными своими депутатскими мандатами народу, вынуждены будут учитывать в своей работе народные интересы, а не "штамповать" "законы", спущенные "сверху"; им придётся по-настоящему взяться за решение проблем "простонародья", - хотя бы самых неотложных, - иначе их просто не переизберут; им придётся устанавливать связи с "низами", придётся, хотя бы в некоторой мере, погружаться в народную жизнь, - короче говоря, они поневоле станут теми представителями народа, с которыми пробравшимся в парламент революционерам, по крайней мере, будет о чём разговаривать. В нынешнем же, - равно как и в предыдущем, - составе как бы парламента разговаривать не с кем и не о чем

Соответственно, участие в ельцинско-путинских "выборах" не имеет для революционеров никакого смысла. Никакая "наша агитация" в ходе "предвыборных кампаний" невозможна, - возможно лишь приспособление "наших программных требований" к установленным режимом правилам, что с необходимостью ведёт к тому, что в агитации, с которой коммунисты идут к "уважаемым избирателям", коммунистическое содержание отсутствует напрочь. По тем же самым причинам, не имеет смысла и бойкот "выборов" ("агитация за бойкот"), - поскольку... бойкот выборов предполагает выборы, а в ельцинско-путинской России таковые не проводятся. Единственное, что, в связи с "выборами", имеет смысл, - это постоянно (как в ходе "предвыборных кампаний", так и в "мирное" время между "выборами") разъяснять трудящимся и всему населению (включая недовольных существующим порядком буржуа) сущность ельцинско-путинского режима, напоминая, заодно, и о его происхождении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий