Сегодняшний мой текст Вам, товарищ Читатель, возможно, покажется несвоевременным... потому что сегодня — день рождения Ленина, и, вроде бы, нужно дать что-то в честь очередной "памятной даты", пусть и не имеющей никаких признаков "круглости". Такие мысли, не стану скрывать, полезли в голову и мне самому, — да так, что я уже подумал отложить обсуждение вопроса, который будет поднят нынче, на недельку-другую. Но когда эти мысли уже почти одолели меня, я спросил себя: а как бы действовал на моём месте сам Ленин? Как бы поступил он, если бы в очередной день рождения, допустим, Маркса, ему пришлось бы решать: осветить некий, пусть и не очень важный, но недостаточно хорошо освещённый до сих пор теоретический вопрос, — или написать что-нибудь ритуальное про именинника? Ответ на этот вопрос нашёлся сам собой, стоило только правильно его поставить, — и вот поэтому... вот поэтому, собственно говоря, про Ленина сегодня почти ничего не будет, а будет про отношение коммунистов к "царской крови".
Помимо всего прочего, дело в том, что несколько месяцев назад, высказываясь по этому вопросу, я допустил непростительную ошибку: разбирая случаи, когда коммунистам приходилась взаимодействовать с различными представителями "монарших фамилий", позабыл о самом недавнем по времени. Между тем, из общего ряда он, как может показаться, сильно выбивается, — и если его своевременно не разобрать, ущерб (хотя бы с чисто пропагандистской точки зрения) может получиться существенный.
В общем, помимо румына Михая I и болгарина Симеона II, в XX веке в руки коммунистических режимов попал ещё один православный правитель. И если в жилах Михая I, Симеона II и даже Николая II текла, в основном, "царская кровь" различных Гогенцоллернов, — то у этого, пережившего их всех, с "качеством крови" всё было в полном порядке... Рюриковичи бы позавидовали. И он, — Хайле Селассие I, рас Тэфэри, последний эфиопский "царь царей", - возможно, был убит... и его убийство, возможно, было жестоким и даже, может быть, имело некоторые признаки ритуала. А его убийцы, не исключено, сами себя считали коммунистами, — хотя правильнее будет сказать, что коммунистами их считали советские читатели (о действительном отношении к ним советских писателей и, тем более, "партийной номенклатуры", по заказу которой эти писатели работали, судить гораздо труднее). Впрочем, даже и в этом случае говорить о "большевистском ритуале по истреблению всех обладателей царской крови" нет решительно никаких оснований.
Теперь — обо всём по порядку. В начале XX века Эфиопия (Абиссиния) была одним из двух, — наряду с Либерией, - независимых государств на африканском континенте. Но если Либерия была, так сказать, "искусственным образованием", то Эфиопия имела древнюю государственность. В чём-то, — но именно в чём-то, многие напрашивающиеся аналогии будут ложными или крайне неточными, - она была похожа на Россию: большинство жителей исповедовало православие, главой государства был царь-самодержец... в прошлом у Абиссинии были и своя Хазария, и что-то похожее на монголо-татарское нашествие, к началу XX века страна, оставаясь независимой, попала в сильнейшую зависимость от западноевропейского (прежде всего — английского) капитала (случилось даже нечто отдалённо напоминающее Крымскую войну, по итогам которой, правда, "захватчики отступили"... но вот шальная мысль ущемить "инвесторов", пришедшая в голову царю Федору II, никого из его преемников не посещала, а сменивший его на престоле Иван IV погиб, помогая англичанам давить восстание суданских "махдистов"). Чего в истории Эфиопии не было, — так это какого-либо аналога Петровских реформ; то есть, в этом направлении предпринимали какие-то движения и вышеупомянутый Федор II, и победивший итальянских захватчиков Менелай II (он пошёл даже на перенос столицы), но... видимо, Петр Великий всё-таки был революционером на престоле, а эфиопские реформаторы не были. Сократить феодальные пережитки хотя бы до того состояния, до которого они были сокращены в Российской империи к началу XX века, им не удалось; ни единой эфиопской нации, ни даже чего-то похожего на триединый русский народ, не сложилось, — доминировавших в Эфиопской империи амхара можно сравнить (да и то очень условно!) не с русскими (в дореволюционном значении этого слова) или великороссами, а с... москвичами, как населением Московского княжества в начальный период его существования, наверное (соответственно, оромо - это, скажем, тверичи или новгородцы, а тиграи - допустим, рязанцы).
Предыстория изложена так подробно для того, чтобы была лучше понятна подоплёка событий, развернувшихся в Эфиопии в середине 70-ых годов прошлого века. Царь Хайле Селассие, в молодости отменивший в стране рабство и вообще подававший надежды, а в зрелости очень неплохо проявивший себя в качестве руководителя освободительной войны против итальянских фашистов (которую, впрочем, что немаловажно, эфиопы всё-таки проиграли, и в дальнейшем смогли освободить свою страну лишь при прямой военной помощи британцев), в старости стал терять хватку. Народ жил в нищете и частенько голодал (в 1972 году от голода погибло 600 тысяч эфиопов; проблема не была решена ни при "коммунистах", ни позже, но породили её отнюдь не "социалистические преобразования"), противоречия между амхара и другими эфиопскими народностями привели к началу междоусобной войны (она не прекратится после свержения царя и продлится вплоть до 1991 года). В 1960 году засидевшегося царя попытались свергнуть его собственные генералы, а 12 сентября 1974 года повторная попытка генералов отстранить самодержца увенчалась успехом. С этого дня начинается история "Социалистической Эфиопии", а бывший царь, будучи 82 лет от роду, движется навстречу собственной смерти.
И вот тут-то нам с Вами, товарищ Читатель, следует остановиться, и внимательно посмотреть на "Эфиопскую революцию". В русскоязычной "Википедии" говорится следующее: "В 1974 году меры по оздоровлению экономики вылились в резкое повышение цен и повлекли массовые демонстрации протеста. Ситуацию использовала группа офицеров, склонявшихся к марксизму, возникшая летом того же года, под названием «Дерг». Пошёл процесс демонтажа монархии, известный как «ползучий переворот». К середине осени «Дерг» подчинил себе все административные ресурсы и провозгласил курс на построение социализма", — и в данном случае авторы "Википедии", в общем-то, ничего не сочинили, а лишь изложили своими словами советскую версию событий. Новое эфиопское правительство, — "Дерг", — достаточно быстро захотело дружить с СССР; Брежнев и компания, в свою очередь, пошли навстречу... в связи с чем, собственно, и появилось утверждение о том, что эфиопские "революционеры" склонялись к марксизму. Позже, — по мере того, как "революционное правительство" добивалось очередных "выдающихся успехов", — это утверждение, разумеется, охотно подхватила и "западная" пропаганда.
Ну что же, давайте приглядимся к "поклонникам марксизма". Вот — старый генерал Андом: "Родился в деревне в Эритрее, учился в американской миссионерской школе в Хартуме (Судан)... был военным атташе Эфиопии во Франции, потом в США (с 1964). В 1965 году назначен сенатором. Учился в Университете Ховарда и британской военной академии в Сандхёрсте. В июле 1974 г. назначен министром обороны и начальником Генштаба Эфиопии. С сентября 1974 года — генерал-лейтенант". А вот — его более молодой сменщик Менгисту, "большой друг советского народа": "Воспитывался в аристократической семье в Аддис-Абебе. Окончил только начальную школу, но благодаря протекции дяди-министра в 1959 году без аттестата поступил в военную академию Холетта, которую окончил в 1966 году в звании второго лейтенанта; также прослушал курсы переподготовки офицеров в Эфиопии. Служил в императорском дворце начальником материальной части и квартирмейстером. Затем в 1967 году отправился на курсы переподготовки офицеров артиллерийско-технической службы в США, где проходил службу в Форт-Ливенворте (штат Канзас); проучился до 1970 года, получил звание майора. Изучал экономику в Мэрилендском университете и заочно в Аддис-Абебе". Да вот, в конце концов, "товарищ" Тэфэри Бенти: "С 1954 — командир 3-й дивизии в Огадене, затем переведён в императорскую гвардию. Работал в интендантстве, стал членом личного штаба императора Хайле Селассие I. C 1965 — военный атташе в США (сменил Амана Андома). После возвращения на родину в 1970 работал в генштабе. С 1972 — бригадный генерал. С весны 1974 — заместитель командира IV-й дивизии, потом директор войсковой академии в Харэре. С октября — командир II-й дивизии, дислоцированной в Эритрее". Как нетрудно заметить, ни один из "вождей революции" до переворота в каких-либо совещаниях коммунистических и рабочих партий не участвовал, — наоборот, все трое так или иначе прошли подготовку в США. В деятельности эфиопских подпольных марксистских партий, — ни ЭНРП (которая изначально выступила против "Дерга"), ни ВЭСД (она поначалу поддержала "Дерг"), — они не участвовали ни до, ни даже после "революции"; более того, как, опять же, нетрудно заметить, принадлежали все трое не к низшему (более-менее тесно связанному с солдатской массой и "простым народом"), а к высшему офицерству полуфеодального самодержавного государства (Андом вообще руководил его министерством обороны и генеральным штабом)... короче говоря, каким местом "вожди эфиопской революции" склонялись к марксизму, ведомо только брежневским пропагандистам.
Быть может, какая-то "склонность" к научному коммунизму у "вождей революции" появилась после того, как они оказались "у руля". Ну что же, кое-какие прогрессивные преобразования "Дерг" провёл: были приняты меры для повышения количества грамотных людей, увеличилось количество больниц... короче говоря, были проведены обычные буржуазные преобразования, которые в Эфиопии к середине 70-ых годов назрели и перезрели. Кроме того, "Дерг" осуществил земельную реформу: отобрал земли у помещиков и раздал крестьянам, а также попытался укрупнить крестьянские хозяйства. Это мало что дало: "Проведенная в стране земельная реформа освободила эфиопских крестьян от бесчисленных феодальных повинностей и создала, казалось бы, все условия для наращивания сельскохозяйственного производства. Однако Эфиопия не только не превратилась в "хлебную корзину Африки", но оказалась не в состоянии прокормить собственный народ. Дело в том, что земельная реформа разрушила механизм товарообмена между городом и деревней: ведь до этого основную массу поступавшего в город хлеба давали местные феодалы, получавшие от крестьян от одной до двух третей собранного ими урожая в качестве арендной платы за земельные наделы. Закрепив землю за теми, кто ее обрабатывает, и, сломав систему внеэкономического изъятия продукции из деревни, реформа не создала нового механизма, который стимулировал бы товарообмен с городом. Произошло это из-за отсутствия у государства свободных финансовых средств: правящий режим был вынужден тратить львиную долю бюджета на армию. Правда, у военных в те годы не было альтернативы: тяжелейшая война с Сомали поставила страну на грань краха (...) Политика военного режима вызывала недовольство, прежде всего крестьян, которые начали сокращать посевные площади и укрывать зерно. При существующей в стране хуторской системе властям было сложно насильно изымать произведенную сельскохозяйственную продукцию. Для того чтобы поставить сельское население под эффективный контроль властей, началась "эфиопская коллективизация" – кампания "укрупнения деревень". В ее ходе уничтожалась сложившаяся веками хуторская система, население концентрировалось в поселках, состоявших из нескольких сот одинаковых домов, строившихся в ряд согласно единому типовому проекту. За несколько лет было переселено 12,2 миллиона крестьян, то есть более 30 % сельского населения. Но кампания не привела к увеличению производства сельскохозяйственной продукции. Наоборот, с тех пор продовольственная проблема в Эфиопии приобрела хронический характер и раз в несколько лет страна переживает очередной массовый голод. В 1984 году от голода в Эфиопии умерло около миллиона человек", — и насладившись вдоволь этим либеральным словесным поносом (нарочно привожу его полностью), внимательный читатель, полагаю, без труда заметит, что эфиопские "радикальные социалисты" так и не пошли на введение продразвёрстки. В условиях "гражданской войны" и отсутствия и у государства "свободных денег" город и деревня в "Социалистической Эфиопии" продолжали взаимодействовать через "свободный рынок"; согнать крестьян в "большие" посёлки выученик Мэрилендского университета додумался, а вот создать в этих посёлках комитеты бедноты — нет. Какие там, впрочем, комитеты бедноты, если в "Социалистической Эфиопии" не было даже ничего, похожего на городские Советы рабочих и солдатских депутатов (и не могло быть, поскольку, повторюсь, "революцию" не солдатская масса делала, а высшее офицерство); был лишь "Дерг", всё больше переходивший в состояние "Менгисту и компания"... лишь под очень сильным давлением "Москвы" к этой очень нравившейся "национальному лидеру" конструкции добавилась, в конце концов, "массовая партия"; её "революционеры" организовали в добровольно-принудительном порядке, — после того, как обе "стихийно возникшие" марксистские партии Эфиопии (выше о них говорилось) были избиты и загнаны в подполье. Впрочем, даже в "социалистической конституции" Эфиопии были прописаны широчайшие полномочия "президента", — никаких признаков диктатуры пролетариата, короче говоря.
Возможно, "склонявшиеся к марксизму" эфиопские "революционеры" хотя бы вышибли из своей страны американских и западноевропейских империалистов? На сей счёт любопытные данные можно найти в Большой Советской Энциклопедии: "Значительную роль в развитии экономики играет иностранный капитал, но участие его в промышленности и торговле ограничивается правительством. На начало 1975 в сумме займов и кредитов, предоставляемых Э., на долю США приходится 55%, Италии 21%, ФРГ 10%. Значительно расширились экономические связи Э. с социалистическими странами". Да, статистика дана "на начало 1975", — но сама энциклопедическая статья была написана не ранее весны 1978 года (там упоминается, что "в феврале - марте 1978 вооруженные силы Э. отразили вторжение сомалийских агрессоров на Ю. и Ю.-В. страны и отстояли территориальную целостность Э."), когда "социалистические преобразования" уже шли вовсю; раз там приведены именно эти данные, — значит, за время "социалистических преобразований" никаких радикальных сдвигов не произошло (а можно было, например, отказаться от признания царских долгов), участие американских империалистов в промышленности и торговли Эфиопии было всего-навсего "ограничено".
Таков, в общем, тот "коммунистический режим", в руках которого в 1974 году оказались жизни Хайле Селассие и членов его семьи. Стоит, пожалуй, добавить ещё лишь то, что когда у эфиопских "склонных к марксизму революционеров" дела пошли совсем плохо (об этом, возможно, когда-нибудь придётся поговорить отдельно, поскольку вопрос очень любопытный... дело в том, что Эфиопия стала в 80-ые годы своеобразным "Афганом" для Кубы, - примерно так же, как для Вьетнама тогда же стала "Афганом" Камбоджа, а для СССР, собственно, Афганистан; СССР, Куба и Вьетнам - это, между тем, три государства "советского блока", в которых социалистические революции произошли без решающей военной помощи извне), американские империалисты неожиданно... "проявили гуманизм": "The United States embassy in Zimbabwe has confirmed the US was involved in finding a safe haven for the former Ethiopian dictator Mengistu Haile Mariam". Впрочем, повторюсь, рассмотрение "Эфиопского кризиса", — и его возможных связей с событиями в Афганистане и Камбодже, роли во всём этом США и Китая (прямо поддерживавшего и "красных кхмеров", и эфиопских "маоистов"... насколько мне известно, некая помощь от Китая поступала и афганским "моджахедам"; тут, впрочем, дело совсем запутывается, поскольку в Афганистане существовало собственное маоистское движение, которое помощи от Китая не получало, но советскими "специалистами" вполне могло восприниматься, как "китайская агентура"), — это отдельный вопрос.
Пока же следует взглянуть на то, как эфиопские "революционеры" обращались с обладателями "царской крови". Итак, царь Хайле Селассие был низложен. После этого "революционеры"... провозгласили "королем" его сына (что примечательно, взрослого). "Цесаревич", однако, свою "коронацию" не признал, — и только после этого "революционеры", наконец, отменили монархию. Свергнутого царя взяли под стражу, — и, как уже говорилось, предположительно, он был убит. Впрочем, даже местные "царебожники" (не путать с зарубежными, для которых рас Тэфэри стал "высшим существом" ещё до собственного восшествия на престол) признают, что: "Сейчас крайне трудно найти очевидцев и тех, кто участвовал в казни. Однако у нас есть свидетельства их родственников, а также тех, кто по тем или иным обстоятельствам был осведомлён, как был убит император. Конечно, с юридической точки зрения это ещё не доказательства. Но у нас есть и другие косвенные факты, подтверждающие, что Хайле-Селассие уничтожили", — в общем, доказательства даже самого факта убийства бывшего эфиопского царя отсутствуют. Соответственно, и все ритуальные подробности: "Менгисту и его заместитель Атнафу Абате лично приехали туда, чтобы удостовериться в исполнении приговора, и распорядились захоронить останки под полом туалета во дворце, ставшем канцелярией Менгисту", — тоже под большим вопросом; вроде бы, в указанном месте нашли чьи-то останки, но чьи именно и когда они туда попали — вопрос открытый.
"Цесаревич", пересидевший "революцию" в Лондоне, через некоторое время вознамерился посетить эфиопское посольство в Великобритании; посольство подчинялось "революционерам", но когда посол отправил в "Дерг" запрос, что ему следует делать, — из "Дерга" поступил приказ... принять "цесаревича", как простого гражданина Эфиопии; не "схватить и ритуально убить", а принять, как простого гражданина (что примечательно, сам "цесаревич", похоже, не боялся быть ритуально убитым, хотя о "большевистских ритуалах" должен был знать, хотя бы от отца: "Рас Тафари с большим интересом расспрашивал о нашей стране. Его интересовали в особенности революция, судьба императорского двора").
Несколько членов "царской семьи" (взрослых) были казнены вскоре после "революции", - в числе других высших чиновников режима Хайле Селассие. Большинство, однако, "революционеры" оставили в живых: некоторых (например, принцессу Тэнагневорк, дочь свергнутого царя) отправили в тюрьмы, кому-то позволили уехать. В 1989 году из тюрем освободили относящихся к "царской семье" женщин, в 1990 — и мужчин тоже. "Коммунистический режим" в Эфиопии держался до конца весны 1991 года, — у его функционеров была полная возможность исполнить "ритуал убийства царской семьи"... но даже и эти "большевики" его, почему-то, не исполнили, ни тогда, когда дела у них шли более-менее сносно, ни даже тогда, когда их дела пошли совсем плохо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий