На прошлой неделе «экономический отдел» ВГТРК, — тот, который «Вести Экономика», — обнародовал статью, посвящённую недавним (точнее, всё ещё продолжающимся) событиям в Алжире: «Беспорядки в одной из крупнейших нефтегазовых стран Северной Африки, Алжире, достигли точки кипения. Несколько дней здесь бушуют протесты, участники которых хотят сделать все, чтобы помешать возможному переизбранию бывшего президента Бутефлики. Тем не менее о революции пока говорить рано». По сути этих событий говорить не буду ничего, — а вот о том, как журналисты российского буржуазно-государственного официоза разобрали их предысторию, несколько слов скажу, потому как больно уж у них замечательно получилось.
«После Алжирской войны против Франции в этой североафриканской стране действует двухпартийная система. Она основана на политической партии, которая состоит из алжирских групп независимости и недавно сформированной алжирской армии. Эта система пережила множество изменений и кризисов, она была почти уничтожена во время недолгого правления исламистов после их победы на выборах в 1990-х гг. Однако вскоре после победы исламистов алжирская армия при поддержке старой гвардии восстановила свое влияние», — не всё в этом тексте вообще поддаётся осмыслению (впрочем, учитывая особую природу существующего в России политического порядка, не приходится удивляться тому, что и обслуживающие его журналисты выражаются по-особому), но из того, что, всё-таки, можно разобрать, явствует, что после того, как Алжир получил независимость от Франции, в стране сложилась двухпартийная система, которая была почти уничтожена после того, как управление страной ненадолго оказалось в руках «исламистов», которые одержали победу, но после этой победы алжирская армия частично восстановила то, что было до прихода «исламистов». И... я даже не знаю, за что тут ухватиться, потому просто рассказываю, как в действительности дело было. После того, как Алжир получил-таки независимость от Франции, в новом государстве сложилась однопартийная система, политическим ядром которой стала партия «Фронт национального освобождения» (алжирские коммунисты, принявшие активное участие в создании ФНО, в дальнейшем пытались обособиться, но вскоре были загнаны в подполье, где и оставались до 1989 года). Она, можно так сказать, — хотя и с существенными оговорками, — ориентировалась на СССР, и в конце 80-ых, в связи с «перестройкой» в Советском Союзе и внутренними экономическими проблемами в самом Алжире, оказалась в глубоком кризисе. Этим воспользовались алжирские «исламисты», добившиеся значительных успехов на местных выборах и почти получившие контроль над алжирским парламентом. Однако как раз в тот момент, когда парламентский прорыв «исламистов» казался делом решённым, в дело вмешались военные и, отстранив от управления старую партийную верхушку ФНО (но не саму партию), отменили суливший полную победу «исламистам» второй тур парламентских выборов. После этого (на дворе был декабрь 1991 года) в Алжире началась гражданская война, в ходе которой «милитаристы», в конце концов (боевые действия продлились, в общей сложности, больше десяти лет), победили «исламистов».
Экскурса в историю Алжира путинским журналистам, однако, показалось мало, и они решили пройтись ещё и по культурно близкому Египту: «Нынешняя ситуация выглядит почти так же. Однако есть и некоторое отличие. Такое ощущение, что алжирские военные стратеги читают все отчеты и аналитические материалы, написанные во время и после событий Арабской весны в Египте. Правящая элита Каира, возглавляемая президентом Хосни Мубараком, пережила свое время. Оппозиция, объединив силы, отстранила Мубарака от власти. В то же время египетская армия не вмешивалась вообще, несмотря на то что правление Мубарака было выстроено при поддержке армии». Вот оно как было-то всё, оказывается. Я-то, как и многие, полагал, что под влиянием народных протестов Мубарака отстранили от управления именно египетские военные, после чего Высший совет Вооруженных сил Египта, возглавляемый генерал-фельдмаршалом Тантави, управлял государством почти полтора года... но журналистам ВГТРК, разумеется, виднее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий