воскресенье, 14 мая 2023 г.

"Ловушка Мюнцера" и как из неё выбраться

 


Сегодня, - без особого повода, просто по случаю выходных, - мне хотелось бы сказать несколько слов о таком неприятном общественном явлении, как "ловушка Мюнцера". Даже не знаю, кому эти мои рассуждения могут пригодиться... но вдруг кому-то пригодятся, мало ли.

Томас Мюнцер - это был один из вождей немецкой Крестьянской войны XVI века. Но в "ловушку Мюнцера" могут попасть и современные люди. О том, что это такое и как выглядит, писал Фридрих Энгельс в своей работе о Крестьянской войне:


«Самым худшим из всего, что может предстоять вождю крайней партии, является вынужденная необходимость обладать властью в то время, когда движение еще недостаточно созрело для господства представляемого им класса и для проведения мер, обеспечивающих это господство. То, что он может сделать, зависит не от его воли, а от того уровня, которого достигли противоречия между различными классами, и от степени развития материальных условий жизни, отношений производства и обмена, которые всегда определяют и степень развития классовых противоречий. То, что он должен сделать, чего требует от него его собственная партия, зависит опять-таки не от него самого, но также и не от степени развития классовой борьбы и порождающих ее условий; он связан уже выдвинутыми им доктринами и требованиями, которые опять-таки вытекают не из данного соотношения общественных классов и не из данного, в большей или меньшей мере случайного, состояния условий производства и обмена, а являются плодом более или менее глубокого понимания им общих результатов общественного и политического движения. Таким образом, он неизбежно оказывается перед неразрешимой дилеммой: то, что он может сделать, противоречит всем его прежним выступлениям, его принципам и непосредственным интересам его партии; а то, что он должен сделать, невыполнимо. Словом, он вынужден представлять не свою партию, не свой класс, а тот класс, для господства которого движение уже достаточно созрело в данный момент. Он должен в интересах самого движения отстаивать интересы чуждого ему класса и отделываться от своего класса фразами, обещаниями и уверениями в том, что интересы другого класса являются его собственными. Кто раз попал в это ложное положение, тот погиб безвозвратно» (К.Маркс и Ф.Энгельс, Сочинения, издание второе, т. 7, с. 422 — 423)

Итак, сознательному человеку выпадает жить и действовать в условиях, которые "отстают" от его личного уровня сознательности: он осознаёт будущие потребности человеческого общества, - но до того времени, когда эти потребности у общества появятся и станут потребностями сегодняшнего дня (когда общество достигнет соответствующего уровня развития), ему просто не дожить... а в текущих условиях он вынужден делать не то, до чего он додумался, и даже строго противоположное этому. Такова, если совсем просто, суть "ловушки Мюнцера".

Энгельс полагал, что "кто раз попал в это ложное положение", - то есть, выхода из "ловушки Мюнцера" не существует. И вот тут я, набравшись дерзости, позволю себе не согласиться с классиком марксизма. Конечно, я супротив него - пустое место, но, тем не менее...

Некоторое время назад, рассуждая об опыте Баадера-Майнхоф, я об этом уже говорил: если в ныне существующих условиях просто невозможно (из-за того, что условия такие) достичь поставленной научно обоснованной цели (просто потому что условия для её достижения ещё не сложились, а сложатся, например, через пару поколений), - то отсюда вовсе не следует, что для приближения к этой цели здесь и сейчас нельзя сделать ничего. Просто деятелю, оказавшемуся в "ложном положении", - даже если он уже успел очень далеко зайти по "ложному пути", - нужно осознать ложность своего положения, понять, что он оказался в "ловушке Мюнцера"... и "приземлиться", выбрав себе такую цель, которая, находясь на пути к "главной цели жизни", является, в то же время, достижимой здесь и сейчас.

Понятно, что сказать легко, а сделать трудно (в данном случае очень трудно, почти невыполнимо), но... у всякого здорового человека есть пара рабочих рук - и способность к мышлению. Человек, который додумался до того, что будет нужно обществу в будущем, - может, как мне представляется, понять и то, что это будущее слишком далеко от него, от его настоящего. Если не сразу, - то после первых практических неудач... если не будет закрывать глаза на эти неудачи, если будет обдумывать и их тоже. И раз такой человек может влиять на окружающих, может организовать их, может "заразить" их своими далёкими от текущего момента идеями, - то, мне так кажется, сможет и объяснить тем, кто находится под его влиянием, что они живут в тех обстоятельствах, в которых живут, и их мечту в этих обстоятельствах невозможно осуществить, но можно приблизить её осуществление, для чего нужны другие ("неочевидные") действия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий