воскресенье, 26 октября 2025 г.

#Россия и #Украина : вечная #вражда ? Нет, просто #повод поговорить...


При изучении истории российско-украинских отношений, — не той, которая описана в учебниках истории, а той, которая отражена в русских летописях, — может сложиться впечатление, что два народа обречены вечно воевать друг с другом. В истории, к сожалению, есть основания для такого вывода, — но правильным он от этого не становится.


Поляне и вятичи могли жить в мире между собой, — это явствует даже из тех же самых летописей. «Повесть временных лет» сохранила и примеры сотрудничества между предками русских (великороссов) и украинцев. Просто... не стоит забывать о том, что традиция вражды между россиянами и украинцами тоже существует. И эта традиция не заложена «Австрийским Генштабом» или ещё какими-то «агентами Западного Влияния», — если, конечно, на считать такими «агентами» киевских князей Святослава Игоревича и Владимира, сына его.

Некоторые украинские «историки» ведут начало этой вражды от похода владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского на Киев, — они называют этот поход «первой российско-украинской войной»... что надёжно свидетельствует: с российскими «историками» у них — одна школа. Россияне и украинцы — народы разные, хотя и связанные между собой... а вот их интеллигенты — это точно один народ. Утверждают-то вроде разное — но до того похожими способами... используя до того похожие приёмы «работы с русскими летописями»... Российские «историки» считают «победы» Святослава и Владимира над вятичами «неопровержимым свидетельством» того, что земля вятичей «входила в состав Киевской Руси» (в качестве боксерской «груши», видимо), а сами вятичи являлись составной частью древнерусской нации... простите, «Древнерусской Народности». А украинские «историки»... просто «не замечают» эти «победы»; ну, то есть, они «читают» русские летописи так, как будто соответствующих мест в них нету вообще; а среди нынешней украинской молодёжи, — представьте себе, товарищ Читатель, — имеется немало людей, совершенно искренне полагающих, что Юрий Долгорукий был «киевским князем», именно в таком качестве «основавшим Москву»... среди болота, где до того лягушки квакали.

Ладно, не будем о пропагандистах. Ещё раз: традиция вражды между россиянами и украинцами — есть. Очень древняя, коренящаяся в непростых взаимоотношениях между «ядерными» племенами этих двух наций, вятичами и полянами. Но это совершенно не означает, что россияне и украинцы обязаны этой традиции следовать. Её существование нужно просто осознать. Осознать, что, например, украинские казаки, участвовавшие в польской оккупации Москвы (в конце «Смутного времени»), не делали ничего особенного, а просто следовали традиции. Русской традиции — традиции, идущей от князей Святослава и Владимира. А вот их потомки, принявшие на Переяславской Раде решение объединиться, — именно объединиться, а вовсе не «воссоединиться», — с «Московским государством», разорвали с традицией. Хотя, конечно, просить «ватников» о помощи, когда собственных сил не хватает, — это тоже, можно сказать, традиция, заложенная то ли Владимиром Святославичем, то ли самим Олегом Вещим (тут есть разные версии, например в Ипатьевском списке «Повести временных лет», насколько мне известно, вятичи среди участников Похода Олега на Царьград не упоминаются); другое дело, что сподвижники Богдана Хмельницкого (и продолжатели их дела, такие, как Барабаш и Пушкарь, Кочубей и Искра и другие), всё-таки, пошли дальше, именно к объединению. Увы, их порыв тогда не встретил среди великороссов понимания; на мой личный взгляд, это было плохо... но ничего удивительного в этом не было, национальная память великорусского «простонародья» подсказывала ему, что из единства с киевлянами-«хохлами» ничего хорошего выйти не может.

Древняя вражда — это часть российско-украинских отношений. Увы, значимая, — но не единственнаяРоссийское государство создано на почве Хазарии (где предки великороссов, вятичи, получили урок жизни в многонациональном государстве, который, как показала вся дальнейшая российская история, усвоили очень хорошо) и государства вятичей, — но российским оно не стало бы, если бы на этой почве не появились князья из рода Рюриковичей. Князей, которые хорошо говорили «по-русски»,  — в отличие от своих предков-«варягов». Чья заслуга в том, что первые князья из рода Рюриковичей воспринимались местным населением, как неотличимые от англов и шведов («Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти»), а Юрий Долгорукий мог общаться с вятичами без переводчика, кто совершил историческую работу по «русификации» князей-«варягов»? Её, эту работу, для вятичей сделали именно ненавидевшие их поляне... у которых, видимо, судьба такаяпринимать первый удар немцев на себя.

Древняя вражда — не значит вечная вражда. И в Европе, и в Азии — да по всему миру, — есть много мест, где народы связаны похожими и даже ещё более сложными отношениями. К счастью, от любых традиций можно отказаться, а все спорные вопросы — решить. Нельзя только забывать собственное прошлое. Всё остальное — обсуждаемо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий