вторник, 6 января 2026 г.

Истоки трагедии #УПЦ (УПЦ-МП)

Украинская Православная Церковь, — Каноническая с точки зрения нашего уважаемого государства (во всяком случае, в наших государственных СМИ её именуют «канонической», а где ещё выражена точка зрения Нашего Государства, если не в государственных СМИ), — ныне переживает очень тяжёлые времена. «Заседание суда по ликвидации УПЦ на Украине отложили на неопределенный срок» и даже «Верховный суд Украины не стал арестовывать счета и имущество УПЦ», но, всё же, то положение, в котором сейчас оказалась УПЦ (бывшая УПЦ-МП), иначе как трагическим не назовёшь. Соответственно, появляется нужда разобраться в том, как же дела пришли к тому состоянию, к которому пришли. А для того, чтобы разобраться, — придётся в очередной раз обратиться к древней истории. Сразу предупрежу: этот текст может оскорбить чувства верующих. Я сделаю всё, что в моих силах, чтобы никого не обидеть и не задеть, но если Вы, товарищ Читатель, боитесь, что Ваши чувства будут оскорблены, — пожалуйста, прекратите чтение!


В древности не было никакой Украины... и России, впрочем, тоже. Были племена, упомянутые в «Повести временных лет»

В частности, племя полян, на землях которого стоял город Киев. Вокруг этого города возникло древнее государство, называвшееся «Русь», а «на основе» племени полян возникли действительно существующая украинская нация и «древнерусская народность», которой никогда не существовала, — но российским буржуазным «историкам» и идеологам очень хочется, чтобы она была (украинским «историкам» и идеологам, впрочем... хочется ровно того же, тут они забывают о своих различиях и начинают вести себя, как братья по классу).

Вятичей (на землях которых стоял город, получивший известность, как Москва, вокруг которого сложилось Российское государство) поляне считали за «недочеловеков»... но это не было проявлением какой-то «особой любви» полян к вятичам. Поляне считали «вторым сортом» ВООБЩЕ ВСЕХ, КРОМЕ СЕБЯ ЛЮБИМЫХ; если внимательно читать «Повесть временных лет», то можно заметить, что у летописца-полянина есть определённые претензии даже к грекам: «Так говорили греки, обманывая русских, ибо греки лживы и до наших дней», — что выглядит очень неоднозначно, если учесть, что православное христианство в древности нередко называли «греческой верой». К слову, вятичи, как я подозреваю, придерживались схожих воззрений, - для древних племён это вообще было обычным делом, считать "истинными людьми" только себя, а остальных держать за "второй сорт".

С принятием христианства, - или, буду уж совсем политкорректен, любой из «мировых религий», - дело у полян могло поправиться... но не поправилось. «Повесть временных лет», написанная монахом-христианином (когда христианство среди полян уже «укоренилось», там не одно поколение было крещённым), свидетельствует чётко: каким у полян было мировоззрение до Крещения Руси, — таким и осталось. Киевский летописец откровенно "болеет за наших", описывая войны против Византии, которые вели князья-язычники Олег и Святослав; вроде, монах должен бы сочувствовать единоверцам, тем более что Олег даже "коренным киевлянином" не был... но ничего подобного).

Крещение поляне восприняли, как «пропуск в Рай»... лично для себя. То есть, для своего племени, которое и до крещения-то было "ой какое хорошее", а после стало совсем: «Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу, в единое крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, поскольку мы крестились во Христа и во Христа облеклись», — откровенно проповедовать исключительность своего племени монах не мог... но повторю, христиане всех стран, конечно, христианами всех стран, но у киевского летописца и греки недостаточно хорошие, а вот его соплеменники — совсем другое дело («Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий»).

А теперь - самое важное. Крестившись сами, ПОЛЯНЕ НЕ СОБИРАЛИСЬ КРЕСТИТЬ НИКАКИЕ ДРУГИЕ СОСЕДНИЕ ПЛЕМЕНА. Даже история Крещения Новгорода вызывает сомнения, - в том числе у деятелей, близких к РПЦ; им, прежде всего, не нравятся, естественно, летописные "огонь и меч"... того, что ставя под сомнение их, они ставят под сомнение и сам факт крещения «Севера Руси», эти деятели не понимают. Или не хотят понимать, - это не имеет значения.

Ещё более сомнительны, — «свидетельства» крещения городов кривичей, особенно кривичей «залесских» или «волжских», живших на территории современной России. Крещение Полоцка — запутанная история, крещение Смоленска и Владимира — было так давно, что никаких свидетельств не осталось (но точно было, многие авторитетные деятели готовы поклясться мамой, а есть ли что-то более священное, чем мама). Ну, а что касается Земли вятичей, которая стала территориальным ядром России, то тут единственным историческим документом, подтверждающим массовое крещение местных жителей, являются... церковные метрические книги, пресловутые «метрики». Вести их начали в XVIII веке, при императоре Петре I Великом... про времена до него есть, опять же, многочисленные клятвы мамой, «подтверждающие» (как можно сомневаться?!) «православный фундаментализм» московитов, — и... исторические факты, свидетельствующие о том, что вплоть до времён отца Петра, царя Алексея Михайловича («Тишайшего»), московское высшее духовенство не могло разобраться, как креститься правильно. И, — особняком, — Крещение Мценска, о котором не любят вспоминать... потому что о крещении Мценска в начале XV века есть легенда, а вот о крещении когда-либо Москвы или Рязани нету даже легенд (в качестве крестителя земель муромских и рязанских почитается человек, крестивший Муром, но нет никаких свидетельств того, что этот неизвестный по летописям деятель имел хоть какое-то отношение к Рязани). К счастью, древняя технология превращения 40 тысяч верующих в 400 тысяч не утрачена по сей день.

В общем, задачу крестить племена, имевшие отношение к Русикиевское духовенство... можно было бы сказать, успешно провалило, но это будет не совсем правильно и может оскорбить чувства верующих. Правильно будет сказать, что киевское духовенство никогда не ставило перед собой такую задачу.

Тут дело в чём... Распространение «мировых религий» по, собственно, миру, — это одна из примет эпохи феодализма. И, в общем-то, это одно из отличий феодализма от рабовладения: в рабовладельческие времена каждый народ (племя) считал себя исключительным, а представителей других племён — «варварами», с которыми можно делать что угодно: убивать в любом количестве (и любым способом)... или, к примеру, использовать в качестве «говорящего орудия»; феодализм, как правило (где он был «правильным», «классическим»), уже не допускает такого отношения к людям, — трудящиеся там рассматриваются, как люди, которые «прилагаются к земле». То есть, «рабочего» при феодализме можно продать, можно выпороть, можно применить к его семье «право первой ночи», — но он считается именно человеком, а не «говорящим орудием». И то же самое касается отношений между народами: завоевания, даже самые жестокие, ведутся не ради «очистки территории» для своего племени, а именно ради подчинения. «Обращение в свою веру» — один из способов подчинения феодалу.

Поляне, благодаря помощи «варягов», смогли «прыгнуть» из разлагающейся первобытной общины сразу в феодализм, минуя рабовладение. Но этот «прыжок» должен был сопровождаться соответствующим «прорывом» в мышлении... а вот такого прорыва-то в Киеве не случилось. Тамошнее духовенство должно было стать «правильным феодальным духовенством» (которое заинтересовано в том, чтобы прихожан становилось как можно больше, вне зависимости от того, к какому племени они принадлежат)... но так им и не стало, оставшись на уровне, уж простите, «племенных жрецов». Эти «жрецы» приняли христианство, и даже что-то поняли в христианских текстах (насчёт того, насколько хорошо поняли, можно поразмыслить, глядя на то, с каким упорством летописец Нестор обосновывает, «что от волхвования сбывается чародейство», что «черная магия» возможна... отсюда можно провести линию вплоть до соответствующих мотивов в творчестве Гоголя), — но решающий шаг «из античности в средневековье» сделать, увы, так и не смогли. И, в конце концов, киевское духовенство загнало себя в нынешнее положение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий