среда, 23 декабря 2015 г.

Навсегда они останутся братьями #Татарстан #Турция #Минниханов #ДружбаНародов #инвестиции

Сегодня на "ФОРУМе.мск" появилась заметка Сергея Гупало "Никем не замеченный политический демарш Казанского кремля". Моим постоянным читателям известно, как я отношусь к Гупало, - но данный его материал ценен тем, что представляет собой сообщение с мест. Гупало - житель Казани, у него есть единомышленники в других городах Татарстана, так что он может непосредственно наблюдать происходящее там, в том числе и на "бытовом уровне" (что почти никогда не отражается ни в каких СМИ); конечно, кое-что из наблюдаемого он может воспринимать не вполне правильно, - но его наблюдения всё равно имеют некоторую ценность.

И раз уж он говорит: "На фоне непримиримых воинственных речей главного президента как-то диссонансом прозвучали слова главного и единственного регионального о том, что Турция - друг России, а турецкий народ - братский народ татарскому. При этом указывалось на то, что турецкий капитал - главный инвестор в Татарстане, вложивший в её экономику свыше полутора миллиардов евро. Со своей стороны отмечу, что татаро-турецкие особые отношения - не просто дань этнической и религиозной общности татар и турок, но и нечто большее - проявление попыток самостоятельной игры до сих пор казалось бы демонстративно аполитичного технократа Минниханова", - значит, соответствующие настроения в Татарстане разлиты в воздухе. В общем, дело пошло.

Гупало неправ только насчёт того, что политический демарш Казанского кремля остался никем не замеченным. Путинские пропагандисты предпочли особо не говорить об этом, - что правда, то правда; но заметили, и кое-что, всё-таки, сказали: "Начавшийся 24 ноября конфликт между Москвой и Анкарой после обстрела турецкими военными российского боевого самолета Су-24, потерпевшего крушение, вылился в серию санкций России в отношении Турции. Коснулись они не только сферы экономики, но и вопросов культуры, образования, науки. Действия Турции, которые были охарактеризованы президентом России Владимиром Путиным как «удар в спину», так как Москва ведет войну против ИГИЛ в Сирии, и получается, что Анкара помогает террористам, неоднозначно трактовались в разных регионах Поволжья, хотя большинство областей солидаризировалось с федеральным центром. Исключением стал только Татарстан, который занял не до конца лояльную позицию в отношении действий федерального центра, предпочитая не портить свои связи с Турцией, попутно посылая четкие сигналы Анкаре «мы не на стороне Москвы». Это особенно контрастно на фоне Башкирии, региона, как и Татарстан, с тюркско-мусульманским титульным населением, где власти предпочли не отступать от политической линии федерального центра (...) Фактически националистическая фронда в Казани, стоящая на пантюркистских позициях, старается всячески бойкотировать антитурецкий тренд руководства России, озвучивая настроения протурецкого лобби в Татарстане. В близких к Казанскому Кремлю СМИ всячески подчеркивается вред и убытки, которые, дескать, несет экономика Татарстана от того, что Россия заморозила свои отношения с Турцией, заложником чего как бы и стала республика (...) 21 декабря Рустам Минниханов все-таки высказал свою позицию по татарстано-турецким отношениям. На встрече с местными журналистами, отвечая на вопрос, с какими странами Татарстан готов сегодня взаимодействовать, он заявил, что «готов дружить со всеми, кто в свою очередь готов инвестировать в экономику республики». Сложившуюся сегодня ситуацию глава республики характеризовал как «очень непростую и болезненную», «очень чувствительную для Татарстана». Он напомнил, что Владимир Путин четко обозначил, с кем и по какому поводу у России политические разногласия. «Эти вопросы решаются на политическом уровне между нашими странами. Что касается инвесторов, то здесь мы работаем в рамках закона, у нас нет разночтений, — сказал Минниханов. — Здесь я нахожу полную поддержку руководства нашего государства. Но в политику я не вхожу. Есть сожаление о том, что все так получилось». При этом глава региона отметил, что в республике ожидают «больших турецких инвестиций» и будет неправильным отказываться от специалистов из Турции: «Думаю, отказываться от таких специалистов с нашей стороны будет неправильно, — отметил он. — Надеюсь, что здесь мы найдем поддержку наших российских коллег в Москве. Пока находим»".

Со своей стороны, могу отметить, что "антитурецкий тренд руководства России" бойкотируют далеко не только в Татарстане. В Крыму, например, несмотря на воинственную риторику, саботировали переименование Турецкой улицы, хотя "активные путинцы" требовали не просто переименовать её, а переименовать в честь сбитого путинского лётчика. "Высшие лужковцы" (есть высшие приматы, а есть и вот такая разновидность российской политической фауны), на словах выступая за "самые жёсткие меры", на деле помогают Эрдогану, как только могут. И так далее, и тому подобное...

Комментариев нет:

Отправить комментарий