Июньский опрос ВЦИОМ получил символичное название - "Сталинские репрессии: преступление или наказание?". 49% опрошенных (2500 человек из 80 регионов) репрессии считают преступлением, 43% - "скорее справедливым наказанием"Такие "итоги опроса" обнародованы в сегодняшнем выпуске правительственной "Российской газеты", - в начале посвящённой данному "социологическому обследованию" статьи. Если пройти дальше этой "шапки" и вчитаться, обнаруживается любопытное: "В целом, 68% прошенных убеждены, что репрессии были несправедливыми", - но, при этом, стало быть, "нет единой точки зрения". "Большинство опрошенных ВЦИОМ" полагают, что государство применяло силу незаконно, но... готовы это (незаконное применение государством силы против "простого народа"), так или иначе, оправдать (или "простить", или даже "признать вынужденной мерой"). Нетрудно догадаться, что "сталинский порядок", в данном случае, - только повод, а на самом деле "итоги опроса" нужны для создания у "простонародья" (прежде всего - у путинских телезрителей, разумеется) определённого отношения к нынешнему (ельцинско-путинскому) государству.
Показательна "война заголовков", развернувшаяся в связи с "итогами опроса" между "Первым каналом" и ВГТРК. "Первый канал", где хозяйничают "питерские", делает смысловое ударение именно на "43%, которые поддерживают":
"ВЦИОМ: 43% россиян считают, что «репрессии были вынужденной мерой, которая позволила Сталину обеспечить порядок в обществе»"Тем самым, "питерские" как бы намекают, что готовы, случись что, употребить грубую силу, и "народ поймёт". "Лужковские", судя по всему, намёк понимают (ещё бы им не понять), - и ВГТРК, где их влияние довольно сильно, расставляет ударения совсем по-другому:
"Половина россиян считает, что сталинские репрессии нельзя оправдать ничем"На этом, пожалуй, разговор о "текучке" можно закончить и, всё-таки, немного поговорить собственно о "сталинских репрессиях", раз уж есть повод. Давеча я уже упоминал о "философской" статье про
означенные репрессии, вышедшей в близком к "Российской газете" журнале "Родина". Среди прочего, называется там общее количество репрессированных: "А всего за период с 1937 по 1952 год были осуждены около 39 миллионов человек, из них 736 тысяч расстреляны". Выглядит жутко, - на что, собственно говоря, путинский пропагандист и рассчитывает. На самом деле, ничего особо жуткого нет: речь идёт об общем количестве осуждённых за 15 лет (из которых 4 года с "лишним" - военное время, со всеми... издержками), то есть об общем количестве людей, которым советский суд и внесудебные органы выносили обвинительные приговоры; осуждённые условно, оштрафованные (в том числе за нарушения трудовой дисциплины, - непосредственно перед Войной за это было "репрессировано" достаточно много людей), высланные из мест проживания, - все они входят в "около 39 миллионов"... через лагеря из них прошло сильно меньше половины. И соотносить эти "около 39 миллионов" нужно не со 164 миллионами людей, проживавших на территории СССР в 1937 году, и даже не со 188 миллионами проживавших там же в 1953 году, а с общим числом людей, проживших в СССР за эти 15 лет (от дряхлых стариков, умерших в том же 1937-ом, до детей, родившихся в начале 1953-его; и включая, естественно, иностранных диверсантов, которых на территорию СССР время от времени забрасывало империалистическое окружение, так как они тоже могли попасть в "жернова" советского правосудия)... предположу, что это число если и меньше 300 миллионов, то не намного. Соответственно, получается, что, в "лучшем" случае, "массовые репрессии" как-то коснулись примерно 15% жителей СССР.
Много это или мало? Неважно. Уже полвека "антисталинская"... хотя нет, зачем нужно плодить сущности без необходимости... антикоммунистическая пропаганда промывает советским людям мозги с помощью образа "массовых репрессий". 20 миллионов, 30 миллионов, 50 миллионов... и так далее, вплоть до "100 миллионов расстрелянных лично Сталиным"; подразумевается, что то ли все репрессированные, то ли большинство их были репрессированы необоснованно, - но это именно подразумевается, а "убеждать" потребителей пропаганды (бить по мозгам) должны именно "страшные" числа. При этом, даже обнародование действительных количественных показателей "массовых репрессий", со времён Земскова, в большинстве случаев сопровождалось указаниями на то, что это "всё равно много", и... даже не знаю, как это определить, поэтому лучше просто процитировать: "Например, во второй половине 30-х годов среди заключенных-специалистов довольно много было финансовых работников (бухгалтеры и др.). Здесь налицо стремление государства под видом "врагов народа" упрятать их за решетку с целью понадежнее сохранить финансовые тайны (лишение права переписки вызывалось той же причиной). Это только один из многих примеров изуверской практики расправы с невинными людьми в "государственных, интересах"". Понятно, да? То, что до преступников-финансистов у Советского государства дошли руки только ко второй половине 30-ых (а до того, вообще говоря, как-либо браться за интеллигентов было просто опасно для сохранности государственного здания в целом, в связи с, собственно говоря, нехваткой интеллигентов), - это, оказывается, может быть объяснено только "стремлением государства под видом "врагов народа" упрятать их за решетку с целью понадежнее сохранить финансовые тайны", и ничем больше; доказательства, разумеется, "не нужны", читатели и так скушают (они к этому подготовлены).
Между тем, именно вопрос об обоснованности каждого конкретного приговора - ключевой. Миллионы были расстреляны или "всего лишь" тысячи, десятки миллионов были посажены или "всего лишь" миллионы, - не имеет вообще никакого значения. Важно лишь то, на основании чего выносились приговоры. И тут, ясное дело, не могут помочь ни "большие числа", ни, тем более, "общественное мнение" (после того, как людям полвека непрерывно капали на мозги, оно, в целом, будет понятно, каким... а уж если ту или иную семью "массовые репрессии" затронули более-менее непосредственно, то и подавно). За полвека наука по этому поводу не сказала почти ничего, разве что: "Однако руководители Коммунистической партии и Советского государства рассматривали репрессивность, включая организацию в широких масштабах лагерной системы, не только как способ собственного самосохранения, но и сохранения и упрочения позиций в обществе своей социальной базы в лице рабочего класса. С социально-классовых позиций ГУЛАГ - это порождение рабочего класса, ставшего после Октябрьской революции ведущим классом общества. Именно для изоляции классово чуждых, социально опасных, подрывных, подозрительных и прочих неблагонадежных элементов (действительных и мнимых), деяния и помыслы которых не способствовали укреплению "диктатуры пролетариата", и был изобретен ГУЛАГ" (всё тот же Земсков), - так что окончательное решение вопроса остаётся будущим поколениям. Со своей стороны, могу лишь повторить, что решения "сталинских" судебных и внесудебных органов, - в том числе и решения о реабилитации отдельных жертв "Большого террора", вынесенные при жизни Сталина, - по умолчанию считаю обоснованными, а вот реабилитационным решениям "послесталинских" судов (и "судов") не доверяю. И тут дело даже не в моих симпатиях к Сталину; просто признавать свои ошибки "сталинскому суду" было "невыгодно", и если уж он кого признавал репрессированным несправедливо, - то, скорее всего, не без оснований; с "хрущевским судом" - другая история: Хрущеву и соучастникам было очень выгодно признавать "преступления сталинского режима", в том числе и потому, что каждый выпущенный на волю боевитый заключённый мог превратиться в их солдата, а каждый болтливый, соответственно, в добровольного агитатора (если же реабилитировали расстрелянного или умершего в местах заключения, то и в этом случае хрущевцы могли рассчитывать на увеличение рядов своих добровольных помощников, за счёт родственников "невинно осуждённого"... совершенно вне зависимости от того, как складывалась жизнь самих "членов семьи незаконно репрессированного" при "сталинском порядке", и даже от того, какую роль они сами сыграли в осуществлении "незаконной репрессии"; поскольку "общенародное государство", в свою очередь, готово было помогать "жертвам сталинизма", интерес становился обоюдным, иметь "репрессированного родственника" с некоторых пор стало выгодно, а позже выгода стала материальной).
Ну, а в свете того, что путинские пропагандисты опять вспомнили о "массовых репрессиях", - хотелось бы... узнать общее число осуждённых за 17 лет путинизма. Что-то мне подсказывает, что в общем итоге "набежит" если и не "около 39 миллионов", то где-то около того.
via МПГ "Октябрь-большевики". Издание "На ножах" http://octbol.livejournal.com/666572.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий