воскресенье, 15 декабря 2019 г.

Анти-ФКП. Выпуск 7,5. "Как стать богатым?" (реж. К. #Семин )


Приветствую Вас, дорогой товарищ Читатель! Возможно, этот очередной-внеочередной выпуск проекта "Анти-ФКП" покажется Вам лишним, а то, что я скажу ниже - мелкими и несущественными придирками, вызванными завистью. И... сразу признаюсь: если Вам так покажется, то Вы будете не так уж и неправы. Повод, в самом деле, довольно мелок, а мною движет чувство, похожее на зависть... только это - не зависть. Это - раздражение... даже не столько от того, что одному известному телевизионному журналисту удаётся успешно дурачить свою достаточно многочисленную аудиторию, сколько от того, что эта аудитория, состоящая из людей, которых я могу назвать своими единомышленниками, так легко позволяет себя дурачить. Я не хочу занять место этого журналиста... я хочу, чтобы этого места не было вообще. Ну и, в конце концов... рубрика "Анти-ФКП" самим своим рождением обязана Константину Семину, поэтому где ещё-то разбирать его шедевр, если не тут.

Итак, "Как стать богатым?", - таково название нового блокбастера с Семиным в главной роли. Краткое содержание: капитализм - это очень плохо, буржуазные пропагандисты - лжецы или глупцы (а иногда и то, и другое сразу). Кто-то скажет, что такое уже было, - и это будет правдой, было и не раз, сюжет простоват, но основное достоинство здесь и не в сюжете, сюжет - это для того, чтобы зрителей привлечь (что, судя по всему, небезуспешно удалось, на данное время у этого фильма свыше 30 тысяч отметок "мне нравится", а "не понравилось" данное выдающееся произведение всего нескольким сотням активных пользователей "YouTube").
Теперь — о подборе актёров и качестве исполнения. Тут, если сравнивать с временами, когда Семин ещё был телевизионным артистом и снимался в многосерийном моно-спектакле "Агитпроп", выходившем на "России 24", - то невооружённым глазом виден заметный прогресс... во всём. Если раньше Семин играл непонятно что, то теперь определённости стало гораздо больше, и он довольно-таки неплохо играет коммуниста-революционера, - разве что немножечко переигрываетслишком энергично двигая руками и головой и, иногда, выдавая лишние эмоции (сразу скажу, что я бы сыграл не лучше, но у Семина, всё-таки, по сравнению со мной-то, гораздо больший опыт актёрской работы перед камерой). С партнёрами по съёмочной площадке тоже стало гораздо лучше: теперь это не Кургинян с Федоровым, а Навальный, Михаил Светов (восходящая звезда российской политики, лидер "Либератрианской партии России") и сам Милтон Фридман, - камео у них совсем коротенькие (кроме Фридмана), но на выполнение общей задачи работают, на их фоне Семин, надо признать, выглядит боевитым, решительным коммунистическим агитатором и пропагандистом... можно даже начать верить в происходящее (злые языки, конечно, могут сказать, что на этаком фоне агитатором-коммунистом смотрелось бы даже бревно, но на то они и злые языки). Дело, правда, слегка подпортила вставка из "классического" советского мультфильма, - она вышла несколько длинноватой, и получилось так, что нарисованные персонажи немножко обыграли живых актёров, - но для фильма в целом это, пожалуй, не стало фатальным. Спецэффекты с высокотехнологично оформленными цитатами из Маркса и Ленина — тоже довольно высокого уровня... и прочитано хорошо, с выражением.
И, наконец, надо сказать о том, ради чего я вообще затеял этот разговор, - о скрытых социально-классовых смыслах, заложенных в творение Семина. Агитатор и пропагандист, нужно отметить, существенно облегчил мою задачу, выложив обширный отрывок из своего произведения в текстовом виде.
Означенные скрытые смыслы начинают внедряться зрителям в голову с самого начала: "Почему у кого-то густо, а у кого-то пусто? Вариантов ответа, собственно, всего два. Первый — богатые просто лучше. Вот лучше и все. Они не пьют. Они упорнее и больше работают, они не говорят по-русски, они протестанты и католики, они не совки, они белые, словом, они цивилизованные люди. Обратите внимание, все эти характеристики носят сугубо чувственный, не материальный характер. Это чистой воды идеализм". Итак, Семин с ходу, не позволяя своим зрителям опомниться, учиняет переворот в марксистско-ленинской философии: если до сих пор коммунисты, вслед за Лениным, полагали, что "материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается ощущениями, существуя независимо от них" (Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии – М.: ОГИЗ Государственное издательство политической литературы, 1946; с. 109), - то теперь им предлагается, как само собой разумеющееся, принять, что "чувственное есть нематериальное", а материальное, стало быть, людьми не чувствуется, то ли существуя, как кантовская принципиально непознаваемая "вещь-в-себе", то ли... не существуя вовсе. Затем, развивая наступление, Семин объявляет "чистой воды идеализмом" представление о том, что переход из состояния "пусто" в состояние "густо" возможен благодаря тому, что осуществляющие этот переход люди не пьют и упорнее и больше работают; позже агитатор и пропагандист пояснит, что имел в виду совсем другое, но крючочек "благосостояние вообще никогда не может быть следствием труда, а может быть исключительно следствием воровства", в зрительское сознание уже заброшен.
Дальше - больше: "Они богатые, потому что у них такое сознание. Такие мозги. Такая культура.  И выход, в таком случае, элементарен. Измени сознание, запишись к бизнес-коучу и ты тоже станешь богатым", - это, по Семину, тоже "чистой воды идеализм". И, в таком виде, очередной крючочеквыглядит, несомненно, очень убедительно... вот только вредоносным"психологическим крючком" он от этого быть не перестаёт. Изменение сознания само по себе, разумеется, не может дать ничего и никому, но... "противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна" (Ленин, то же самое сочинение, с. 126). Для того, чтобы действовать успешно, людям необходимо менять своё сознание, - и это справедливо как для охраняющих свой порядок капиталистов, так и для... намеревающихся создать свой порядок революционных пролетариев. Самостоятельное исследование общественной действительности, осмысление текущего момента и политическое просвещение, преодоление разнообразных иллюзий, - это... частные случаи того самого изменения сознания; а марксист-теоретик, просвещающий изначально менее сознательных рабочих, - частный случай бизнес-коуча, просто бизнес, ради которого он работает, имеет своей целью не занятие "теплого" места в существующем (капиталистическом) общественном порядке, а разрушение этого общественного порядка до основания и построение на его месте порядка иного, при котором упорная и долгая работа создаст богатство не кучке паразитов, а всему работающему обществу, так что, в конце концов, каждый человек, упорно (и достаточно долго) работая в соответствии со своими способностями, сможет получать по потребностям.
Следует обратить внимание и ещё на один крючочек, который Семин подло, - учитывая, кто именно составляет костяк его аудитории, - забрасывает в зрительское сознание. Говоря совершенно правильные слова о капиталистической эксплуатации колоний, Семин "забывает" всего-навсего одну "маленькую и незначительную" подробность, на которую, впрочем, имеется намёк в одном из появлений Фридмана: для того, чтобы получить возможность пользоваться колониями, капиталисты стран "Запада", вначале, должны были их завоевать (хотя бы психологически, чтобы туземные вожди согласились "в обмен на стеклянные бусы" отдавать свою землю и поставлять рабов), - а это завоевание было бы невозможным, не развей "Запад" прежде более высокую производительность труда. Ещё до начала колониального разбоя в странах "Запада" сложился более развитый общественный строй, - что и позволило им успешно ограбить всю остальную планету, предоставив в их распоряжение лучшее оружие и лучше организованные армии (которые порабощаемым народам оставалось лишь пытаться «давить весом», полагаясь на природную смекалку... и изредка это даже позволяло им побеждать, но в виде общего правила закономерно вело к поражениям). А теперь, собственно, самый мерзкий "психологический крючок" из фильма Семина: "Из Первой и Второй мировых войн капитал, построенный на двухсотлетнем рабском труде, вышел помолодевшим. Оба кровопускания лишь укрепили его, спасли от двух подряд экономических кризисов, вчерашних конкурентов — Германию, Японию, Францию — фактическими колониями. Альтернативная — советская - модель экономики и общества, возникшая в России, не выдержала противостояния и рухнула в 1991-м году". Понятно? Если вдруг непонятно, то поясняю: если, как утверждает Семин, причиной того, что "советская модель" рухнулабыло то, что она "не выдержала противостояния" с миром капитала, не выдержала конкуренции(поскольку прямого военного столкновения между СССР и США, которое позволило бы говорить о том, что американцы и их союзники "просто весом задавили", не было), - то отсюда следует, что эта самая "модель" была... "моделью" с более низкой производительностью трудаменее прогрессивной "моделью" в сравнении с "западным капитализмом", который отвратителен, но, как вытекает из рассуждений Семиналучше никто ничего не придумал (ведь вообще, всегда и везде "жизнь — это игра с нулевой суммой. Чтобы где-то стало густо, где-то должно стать пусто", и по-другому просто не бывает). Мы с Вами, товарищ Читатель, уже достаточно хорошо знаем, что "обрушение" Советского Союза в очень небольшой степени было связано с "противостоянием Западу", - но Семин как раз давно и упорно вбивает в головы своих жертв представление о том, что внутренних причин (во всяком случае, материальных) у этого "обрушения", толком, не было, а была, стало быть, лишь "жесткая конкуренция", которой СССР "не выдержал".

Комментариев нет:

Отправить комментарий