вторник, 4 июня 2019 г.

#Дейенерис полностью невиновная. Безумия не было

В своё время Джордж Мартин, - автор романа-эпопеи "Песня льда и огня", ставшего литературной основой для сериала "Игра престолов", - говорил, что собирается сделать развязку своего произведения "горько-сладкой". О концовке книг Мартина всё ещё сказать ничего нельзя, - а вот о финале сериала можно уже сказать со всей определённостью, что он получился мармеладно-блевотным. Неустранимый блевотный привкус ему придаёт судьба одной из главных героинь, Дейенерис Таргариен, - и в ближайшие несколько дней (если не произойдёт ничего настолько важного, что мне придётся прерваться) я постараюсь подробно объяснить, почему так и какой это имеет социальный смысл.

Дейенерис Таргариен никогда не была среди персонажей, которым я хоть сколько-нибудь симпатизировал: во-первых, с самого начала у неё была мощная "сюжетная броня", во-вторых... с какой, собственно говоря, стати мне, коммунисту, сочувствовать персонажу, который борется за осуществление своего "права царской крови". Её "борьба с рабством" путём физического уничтожения рабовладельцев, - да и то не всех поголовно, а только "плохих", - вполне закономерно (потому что никакого намёка ни на развитие производительных сил, ни даже на перераспределение имущества "репрессированных" рабовладельцев между наиболее нуждающимися "освобождёнными" в сюжете не было) закончившаяся казнями рабов, недовольных новой (с "хорошими" рабовладельцами как необходимой составной частью) "стабильностью", и разрешением "освобожденным" самим "добровольно" продаваться в рабство, - тоже не особо впечатлила. В её намерении "сломать колесо", "спицами" которого были заявлены наиболее знатные "боярские" роды Вестероса, можно было рассмотреть нечто прогрессивное, - вроде как замена "вотчинной монархии", при которой король является "первым среди равных" феодалов (в лучшем случае), на "абсолютную монархию", - но... во-первых, в выдуманном мире с магией, каковым является "мир" "Игры престолов", законы общественного развития могут и не совпадать с таковыми в действительности (соответственно, переход от "феодальной раздробленности" к "абсолютизму" в этом вымышленном мире может и не быть прогрессивным явлением), а во-вторых, опять же, борьба за установление самодержавия у меня сочувствия не вызывала, просто потому, что лично мне (как человеку, родившемуся, выросшему и живущему в условиях, когда всякий прогрессивный потенциал этой формы правления остался в далёком прошлом) самодержавие не нравится.
В последнем сезоне "великого сериала" развитие обсуждаемого персонажа "внезапно" утратило логику: героиня, боровшаяся за осуществление своих "прав на отцовский престол", - неважно, были они у неё или нет, - вдруг объявила себя "борцом с тиранией". Что есть "тирания" (в её понимании) - так и осталось загадкой, и если по поводу "слома колеса" ещё можно было строить более-менее обоснованные догадки, то тут для этого просто не было материала. В конце концов, получалось так, что "тирания" - это правление любого лица, кроме самой Дейенерис... то есть, выходит, "Дени" вступила в борьбу за "освобождение мира", под каковым подразумевалось подчинение ей. За "мировое господство", в общем.
По ходу этой "борьбы за мир" героиня, естественно, обезумела... точнее, - вот тут-то и начинается самое любопытное, - "команда" создателей сериала, включая и сыгравшую Дейенерис актрисуприложила все усилия для того, чтобы подвести зрителей к мысли, что героиня сошла с ума. При этом, ни одного безумного действия в её исполнении показано не было, - никаких "безумных злодеяний" и вообще почти ничего, сколько-нибудь "выходящего за рамки". Однако это - содержание, а вот внешний вид действиям персонажа очень старательно придавали именно такой, "безумно-злодейский" и "запредельный". Наиболее ярко это проявилось в 5-ой, предпоследней, серии финального сезона, по ходу которой армия Дейенерис, возглавляемая лично царицей (в сериале она носит титул королевы, но я её буду называть именно так, чтобы нашим российским читателям было понятнее, что к чему), штурмовала Королевскую Гавань - столицу государства, за престол которого героиня, собственно, боролась. Этот эпизод, получивший название "Колокола", считаю нужным разобрать подробно, - так будет лучше видно, куда клонит вышеозначенная команда «мастеров культуры».
Начать следует с расстановки сил. К тому времени, когда войско Дейенерис подошло к Королевской гавани, оно сильно поредело: значительная его часть была уничтожена в ходе битвы за Винтерфелл, против армии "Короля Ночи", а уже после "решающей битвы живых против мертвых" Дейенерис потеряла одного из двух остававшихся у неё драконов (его сбили моряки "железного" адмирала Эурона Грейджоя, флот которого прикрывал Королевскую Гавань с моря; стоит особо отметить, что у защитников Королевской Гавани имелись многочисленные "средства противовоздушной обороны", уже неоднократно, - ещё в седьмом сезоне выживший дракон Дейенерис был ранен выстрелом одного из "зенитных орудий", - доказавшие свою действенность). Королевскую Гавань защищал многочисленный гарнизон, а местное гражданское население почему-то, - причины, учитывая концовку шестого сезона, известны только авторам сценария (предположим, давешний террористический акт просто-напросто уничтожил всю столичную "честную бедноту", недовольную "режимом Ланнистеров", так что остались только "законопослушные граждане"), - решило выступить в качестве "живого щита" королевы Серсеи Ланнистер, конкурентки Дейенерис, и хлынуло за стены осаждённой столицы, мечтая попасть в "Красный замок", королевскую резиденцию (то есть, место, где постоянно находится королева-конкурентка, главная военная "мишень" для Дейенерис). Серсея Ланнистер много раз чётко дала понять, что сдаваться и освобождать престол не собирается; последним её "сигналом" с таким значением стала казнь Миссандеи - переводчицы и близкой подруги Дейенерис, попавшей в плен к её противникам во время того же налёта, по ходу которого был убит второй её дракон. При всём при этом, Дейенерис могла понять, что значительная часть её окружения, - включая её "десницу" (условно говоря, "главу правительства", "первого министра") Тириона Ланнистера и "хранителя Севера" Джона Сноу (северяне составляли примерно половину осаждавшей Королевскую Гавань армии), - не горит желанием штурмовать столицу, и больше переживает за судьбу города и "мирных жителей" (как уже сказано, "мирные жители" в данном конкретном случае вполне себе выбрали "свою" сторону военного противостояния), чем за исход боевых действий. Раскрытый незадолго до начала штурма "заговор Вариса" и вовсе давал ей основания полагать, что её окружение собирается избавиться от неё (почему бы не подставив под удар в ходе штурма... тем более, что "десница"-то приходился королеве-конкурентке Серсее родным братом, да и многие его действия могли вызвать у царицы обоснованные подозрения).
И вот, стало быть, штурм начался. Показав возросшее боевое мастерство лётчицы ("драконьей наездницы"), царица, умело уклонившись от "огня" средств "противовоздушной обороны", уничтожила защищавший Королевскую Гавань с моря "Железный флот" и сожгла драконьим огнём городские стены. Защитники Королевской Гавани начали отступать (и, частично, разбегаться), воины Дейенерис, ведомые Джоном Сноу и "Серым Червем" (в отличие от других её соратников, этот командир был лично предан Дейенерис и желал "войны на уничтожения"; помянутая выше Миссандея, помимо прочего, была его любовницей), вступили в город, на улицах "мегаполиса" завязались бои. В конце концов, сторонники Серсеи начали бросать оружие, и в городе зазвонили колокола, что как бы являлось знаком сдачи. А дальше... дальше стоит отдельно сказать о том, что царица Дейенерис видела "с дракона", - и о том, что и как показали "ответственные за проект" зрителям.
"С дракона", приземлившегося на крыше одного из городских домов, царица, - особо обращу внимание, только что бывшая под обстрелом и, в общем-то, еле-еле выжившая, - увидела, что солдаты королевы-конкурентки бросают оружие, колокола звонят, но город не сдан. Не было никаких, - вообще никаких, - признаков того, что приказ бить в колокола отдала королева-конкурентка... и её люди что-то не торопились выводить её из "Красного замка" и отдавать в руки победительницы. При этом, "миролюбивая" часть её окружения уже "принимала сдачу" и начинала расслабляться, - а вслед за Джоном Сноу вскоре должны были "размякнуть" и все северяне, - а "безупречные", подчиняющиеся "Серому Червю", о чём царица хорошо знала, слабы в городских боях. То есть, - это, повторю, то, что царица Дейенерис видела, сидя на драконе (вопрос о том, насколько она контролировала"почувствовавшего вкус боя" дракона, в прошлом не раз и не два проявлявшего своеволие, - и насколько долго она смогла бы его контролировать, - не стоит даже рассматривать), - её армия была готова "начинать праздновать" (даже "Серый Червь" какое-то время ждал приказа, а не действовал полностью самостоятельно), находясь посреди огромного города с враждебно настроенным населением (среди которого могло "раствориться" неопределённо большое количество солдат королевы-конкурентки, на вооружении которых могло быть совершенно любое"чудо-оружие"), главная твердыня которого по-прежнему полностью контролировалась врагом (среди гарнизона этой твердыни, кстати, находилась семёрка высокопрофессиональных убийц, именуемая "королевской гвардией"), а под некоторыми улицами, между прочим, всё ещё находились запасы "дикого огня", что превращало изрядную часть города в одно огромное минное поле, с задачей подрыва которого справится и ребёнок). В этих критических условиях (один меткий выстрел "средств ПВО" мог убить её последнего дракона, лишив армию царицы стратегического преимущества; один меткий выстрел из простого лука мог оборвать жизнь самой царицы... которая, вообще-то, только что прошла через "полосу препятствий", образуемую "зенитным огнём", что должно было отнять у неё немало сил) Дейенерис приняла решение продолжать боевые действия и выжигать город, - единственно правильное решение. Оно обернулось огромными потерями среди мирного населения, а сдавшиеся сторонники Серсеи были вырезаны, - но тут следует отметить, что, во-первых, как уже говорилось, в данном случае "мирные люди" сами выбрали свою судьбу, а во-вторых, выводом населения из находившегося "под бомбёжкой" города должен был заниматься кто угодно, только не лётчица "бомбардировщика". Это, если уж на то пошло, "гуманитарно озабоченные" Тирион Ланнистер, Джон Сноу, Давос Сиворт, примкнувшая к ним Арья Старк и прочие, - раз уж хотели "спасти невинных людей", - должны были всем встречным (и сдавшимся солдатам Серсеи, и мирным обывателям) говорить одно: "Бросайте оружие, бросайте барахло и бегите из города как можно быстрее! Времени на раздумья нет, над городом, мать вашу, РАБОТАЕТ ДРАКОН!!!". Не "найдите укрытие", "спрячьтесь куда-нибудь", - а "бегите из города"; планы по выводу мирного населения из зоны боевых действий у "гуманистов", вообще-то, должны были быть готовы заранее (ну, а если бы колокола не зазвонили)... но их не было, как, видимо, не было у "гуманистов" и совести (вообще), потому что, провалив свою (которую они сами поставили перед собой) задачу "спасения мирного населения", они ещё и обвинили в этом Дейенерис, а затем и вовсе организовали (Тирион Ланнистер подстрекал, Джон Сноу исполнил) её убийство... впрочем, тут я забежал вперёд. Пока же нужно сделать лирическое отступление и рассказать, наконец, о том, как штурм Королевской Гавани показали телезрителям.
Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий