вторник, 29 июня 2021 г.

Такие они есть...

 Не так давно в Армении состоялись парламентские выборы, убедительную победу на которых одержали «революционеры»; формально «хозяева России» отнеслись к произошедшему с пониманием, — а из неформальной путинской пропаганды полились рассуждения о том, что «Армения твердо встала на путь, ведущий от России». Насколько они справедливы — судить не берусь: с одной стороны, «антироссийские высказывания» председателя армянского «революционного» правительства Пашиняна в Интернете можно найти без всякого труда... с другой стороны, жизненный опыт учит относиться к политическим декларациям политиков «постсоветского пространства» (и «пророссийским», и «антироссийским») с настороженностью. Известно, во всяком случае, что «карабахские», свергнутые «революционерами» в 2018 году и с треском проигравшие нынешние выборы, вовсю выстраивали расширенное партнерство с «Европейским Союзом», — и на это (в отличие от аналогичных усилий правительства Украины, например) «дорогие россияне» смотрели сквозь пальцы... как бы.

Поговорить, однако, хотелось бы не о внутренних армянских «раскладах»... о них стоит только, пожалуй, сказать, что после прошлогодней войны в Карабахе правление Пашиняна, каков бы он ни был, выглядит единственной альтернативой установлению в Армении фашистской диктатуры. Проигравшие войну армянские вояки (которым очень громко подпевает ряд деятелей армянской диаспоры в России) на разные лады рассказывают собственную версию «Легенды об ударе ножом»; в феврале этого года битые генералы чуть было не устроили переворот, — и нет особых сомнений в том, что рано или поздно реваншистская военщина снова попытается «спасти Отечество»... как нет особых сомнений и в том, что в случае успеха этого предприятия армян ждёт военная диктатура с проработанной идеологией («цехакронизм»), усилия которой будут направлены на реванш в Карабахе и (как без этого?!) последующее «собирание всех армянских земель». Вполне возможно, что гипотетическая велико-армянская хунта добьётся каких-то военных успехов, а «международное сообщество» некоторое время будет смотреть на её старания сквозь пальцы... но в конечном счёте «великая война за Великую Армению» против Грузии, Азербайджана, Турции и Ирана (одновременно) неминуемо закончится тем, что этот агрессивный режим будет раздавлен, — а вместе с ним будет раздавлена и Армения как таковая.

Конечно, альтернативой диктатуре армянской буржуазии, — в виде «демократии по Пашиняну» либо в виде фашизма жаждущих реванша битых генералов, — может выступить революционное движение армянского пролетариата... но тут следует принять в расчёт одно неприятное обстоятельство. Рабочий класс Армении находится, пожалуй, в наиболее трудном положении среди пролетариев «постсоветского пространства», поскольку у него... нет собственной революционной традиции. Вы, товарищ Читатель, полагаю, без труда вспомните имена выдающихся пролетарских революционеров, представляющих армянский народ, — однако... Прославленный вожак бакинских рабочих Степан Георгиевич Шаумян, злодейски убитый британскими захватчиками; выдающийся деятель российского революционного движения, сподвижник и близкий друг товарища Сталина Симон Аршакович Тер-Петросян; герой Великой Отечественной войны советского народа Иван Христофорович Баграмян; знаменитый организатор коммунистического строительства в СССР Иван Федорович Тевосян; в конце концов, организатор революционного движения в Иране и на Ближнем Востоке, погибший на (первой) Карабахской войне Монте Мелконян, — все эти великие люди либо вообще не вели никакой деятельности в Армении (Шаумян, Тер-Петросян, Мелконян), либо ничем в Армении не руководили (ну да, Баграмян участвовал в Сардарапатском сражении в качестве поручика), либо, в самом лучшем случае, направляли определённые общественные процессы в Армении как части Советского Союза (Тевосян). Для современных армянских рабочих их деятельность даёт некие опорные точки, показывающие, каким должен быть армянский пролетарский революционер, армянский коммунист, но эти точки, образно говоря, не образуют плоскость, на которую трудящиеся Армении могли бы опереться. «Революционная традиция», укоренившаяся и царящая в армянской «глубинке», — это традиция, пропитанная мелкобуржуазным национализмом, имеющим выраженный фашистский уклон; для того, чтобы выступить как самостоятельная политическая сила, армянскому рабочему классу потребуется преодолеть влияние этой традиции (примерно 40 лет, ещё с советских времён, насаждавшейся через систему образования, СМИ и художественную литературу, при почти полном отсутствии какого-либо противодействия), и «с нуля» выстроить собственное революционное движение. Скорее всего, на это потребуется много времени, — поэтому в обозримом будущем, скорее всего, вмешаться в противостояние армянских «демократов» и армянских фашистов пролетариат, к сожалению, не сможет.

Но сейчас — не об Армении. Сейчас — о России. О российской «элите», которая выстраивает отношения с Арменией, — и очень обижается, когда армяне ведут себя не так.

Есть в этой «элите» такой деятель, «питерского» происхождения, Нарышкин, — некогда председательствовавший в уважаемом путинском парламенте, а нынче возглавляющий путинскую же службу внешней разведки. В прошлом году, — как раз тогда, когда в Карабахе шли бои между армиями Армении и Азербайджана, — с этим Нарышкиным произошла удивительная история... о которой многие знают, но немногие, по-моему, отдают себе отчёт в её политическом значении.

Именно туда, в частный бассейн Нисанова, и переместился глава СВР Нарышкин со своей потребностью в ежедневных заплывах. Корреспонденты «Проекта» несколько раз встречали Нарышкина посещающим офис Нисанова в одно и то же время. Глава СВР проводит внутри обычно чуть более часа. Припарковавшись, его водитель снимает мигалку, чтобы не привлекать внимание, а когда Нарышкин возвращается — ставит ее на место. Во всех случаях, что корреспонденты «Проекта» наблюдали Нарышкина на парковке «Европейского», его сопровождал еще один мужчина, приезжающий на БМВ с дипломатическими номерами посольства Азербайджана. Дело происходило в разгар приграничной войны между Азербайджаном и Арменией, но причина такой близости главного разведчика с влиятельными азербайджанцами вряд ли только в политике

Итак... прямо во время боевых действий, которые путинское государство (о «союзе» между Россией и Арменией сейчас помолчим) полезло умиротворять, главный разведчик этого государства расслабляется в обществе непростых граждан одного из воюющих государств. Его «ловят» на этом буржуазные журналисты, соответствующая видеозапись выкладывается в Интернет, набирает больше миллиона просмотров, — и... ничего. Никаких последствий. Никаких «оргвыводов», — и даже никакого скандала; я сам, довольно-таки внимательно следя за российскими политическими новостями, по разным источникам, узнал об этом совсем недавно.

И знаете, товарищ Читатель... я не собираюсь осуждать Нарышкина, призывать к «немедленной отставке», «объективному расследованию» или чему-то в этом роде. Мне просто кажется, что для понимания того, с кем нам приходится иметь дело, этот эпизод... очень важен. Это просто надо осмыслить, понять, что нынешняя российская «элита» — она вот такая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий