Сегодня мне хотелось бы ненадолго отвлечься от нашего текущего момента, — совсем, — и поразмышлять о будущем. Далёком будущем, до которого я, скорее всего, не доживу, к сожалению, — но предполагать-то, как там всё будет, мне ведь никто не запрещает. В общем, речь, о строительстве коммунизма. Понимаю, что сейчас говорить об этом как бы не время, хотя... все предпосылки уже есть, и человечеству остаётся приложить лишь небольшое усилие для того, чтобы соответствующие вопросы вернулись в повестку дня.
Один из главных уроков, который человечеству стоило бы извлечь из печальной судьбы Советского Союза, можно, как мне представляется, кратко сформулировать так: обобществляйте производство — индивидуализируйте потребление.
Люди, работающие сообща, могут сколь угодно плохо ладить друг с другом, - но сами условия производства делают их нуждающимися друг в друге, заставляют друг к другу приспосабливаться и, в конечном итоге, выстраивать товарищеские отношения. Люди, сообща потребляющие, — ЕСЛИ ЭТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИХ СОЗНАТЕЛЬНЫМ И ДОБРОВОЛЬНЫМ РЕШЕНИЕМ, — являются друг другу врагами, конкурентами; жизнь так устроена. Совместное потребление порождает очередь, — одному потребляемое досталось раньше, другому позже, один успел получить более хороший «кусок», другому остался похуже, один занял «хорошее» место, другой вынужден довольствоваться более плохим. Выровнять условия, в которых находятся потребляющие, можно лишь до известной степени, — и приложив существенные усилия... которые попросту не стоят того. Можно вспомнить слова Сталина из Отчетного доклада XVII съезду:
«Эти люди, очевидно, думают, что социализм требует уравниловки, уравнения, нивелировки потребностей и личного быта членов общества. Нечего и говорить, что такое предположение не имеет ничего общего с марксизмом, ленинизмом. Под равенством марксизм понимает не уравниловку в области личных потребностей и быта, а уничтожение классов, т.е. а) равное освобождение всех трудящихся от эксплуатации после того, как капиталисты свергнуты и экспроприированы, б) равную отмену для всех частной собственности на средства производства после того, как они переданы в собственность всего общества, в) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их труду (социалистическое общество), г) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их потребностям (коммунистическое общество). При этом марксизм исходит из того, что вкусы и потребности людей не бывают и не могут быть одинаковыми и равными по качеству пли по количеству ни в период социализма, ни в период коммунизма» (Соч., т. 13, с. 354 — 355)
Увы, на деле в СССР, — особенно после смерти Сталина, — этому уделялось недостаточно внимания (но в этом отношении не нужно идеализировать и «сталинский период» тоже). Я не хочу, конечно, сказать: «Очереди погубили СССР»; но то, что многочисленные очереди в Советском Союза сильно облегчили контрреволюционным силам дело уничтожения первого в мировой истории государства рабочих и крестьян, — в том числе и тем, что мешали «простым» советским людям чувствовать себя хозяевами того, что им действительно принадлежало (а значит, и ослабляли их волю к защите своего порядка), — для меня несомненно.
Поэтому, как я считаю, с самого начала коммунистического строительства, — со времени выхода на рубежи, которые уже были достигнуты в СССР и других социалистических государствах, когда о полноценном распределении благ по потребностям речь ещё не идет, — стоило бы, обобществляя средства производства, приучая людей к совместной работе и совместному участию в управлении производством и общественной жизнью в целом (а к этому придётся долго приучать, поскольку многие современные люди, — хорошие люди, — не хотят управлять и боятся управлять), совершенно уничтожать или, где уничтожить их невозможно, всячески сокращать очереди к предметам потребления. Начиная с самого простого.
Зарплату, — официально, под роспись, со всеми положенными отчислениями, — лучше бы выдавать каждому работнику отдельно, в «своё» время, хотя бы и «в конвертах» (особенно тогда, когда в коллективе есть ударники, когда совместно работающие получают по-разному); некоторые капиталисты уже сейчас так делают, — рабочим стоит изучить и учесть этот опыт. Обеденные перерывы — разносить по времени для разных групп работников, сообразуясь с состоянием здоровья и другими личными особенностями (или, при сокращении рабочего дня, отменять вообще, чтобы не только ужинать, но и обедать «первая смена» могла дома). Развивать производство продуктов быстрого приготовления (без ущерба качеству пищи, разумеется), - потому что готовка тоже создаёт очередь, и даже очереди. Строить дома с квартирами, где отхожих мест будет два-три (даже если эта квартира рассчитана на отдельную семью; тем более, если предполагается коммунальное проживание, — «очередь в туалет» очень желательно исключить, да и «очередь к месту мытья рук» - тоже). Развивать общественный транспорт, не боясь «гонять машины порожняком», — лучше обществу потерпеть экономический ущерб от «полупустых поездок», чем получить непоправимый ущерб из-за «толкучки». Всё это осуществимо уже сейчас, даже изобретать ничего не надо...
Комментариев нет:
Отправить комментарий