Некоторое время назад закончилась более чем тридцатилетняя история государственности Нагорного Карабаха:
Нагорно-Карабахская Республика прекратит свое существование через три месяца. Указ об этом подписал ее глава Самвел Шахраманян. До 1 января 2024 года будут распущены все учреждения и организации, которые им подчинялись
Закончила её молниеносная Специальная Военная Операция армии Азербайджана... то есть, может быть, это была подлая вылазка азербайджанских боевиков-неонацистов, но официальных сообщений об этом мне не попадалось, потому буду об уважаемых партнерах думать хорошо, пока не потупят иные указания... так или иначе, сейчас я хотел бы поговорить не об этом, а о том, с чего всё началось.
Не «Карабахский конфликт», как таковой, — а вообще... как сложилось то положение, которое сделало возникновение этого «конфликта» возможным. Короче говоря: почему, в своё время, Карабах не был включён в состав Советской Армении, — ни вместе с Лачином, ни как Нахичевань в состав Азербайджана.
То, что за национальный вопрос вообще и проведение границ между советскими национально-территориальными образованиями отвечал лично Сталин, даже ещё не будучи «главным вождем» Советского Союза — не тайна. Разумеется, влезть Сталину в голову я не могу; могу только сделать обоснованное предположение.
Как мне представляется, Сталин руководствовался демографией; он, конечно, демографом не был, — но кое-что в закономерностях движения народонаселения понимал. Нынешнее население Армении — около 3 миллионов человек; в Нагорном Карабахе до недавнего времени жило порядка 150 тысяч человек. Во времена Сталина численность населения Армении и Карабаха была, понятное дело, другой, а вот соотношение численности их населения было примерно таким же; и Сталин очень хорошо понимал, что в «Велико-Армянской ССР» карабахские армяне (исторически ориентированные на Баку как крупный промышленный центр) более-менее быстро растворятся... растворятся в преимущественно крестьянской (и по общественному положению, и по общей культуре) массе «армянских армян». Напомню: именно «бакинские армяне» выдвинули из своей среды Шаумяна и многих других выдающихся пролетарских революционеров «общероссийского уровня», — в то время как в «армянской глубинке» восторжествовал мелкобуржуазный национализм «Дашнакцутюна»; и «донбасского эффекта» при присоединении Карабаха к Армении получиться не могло, поскольку присоединение Карабаха к Армении как раз и означало бы его отрыв от Баку. Поэтому, как я предполагаю, Сталин и решил сохранить «бакинских армян» как отдельную общность, — приняв, через создание в Карабахе автономии, и меры против их ассимиляции азербайджанцами.
Думаю, теми же соображениями Сталин руководствовался и тогда, когда отказался от борьбы за «воссоединение» с Азербайджанской ССР Южного Азербайджана, оставшегося в составе Ирана. Сейчас в Азербайджане живут порядка 8 миллионов азербайджанцев, а в Иране — от 15 до 20 миллионов; не все «иранские азербайджанцы» живут именно в Южном Азербайджане, — но его окончательное отделение могло привести к «обменам населением» (Сталин уже сталкивался с необходимостью их проведения при воссоединении Западной Украины с Украинской ССР, при том, что там соотношение численности населения было совершенно другим; нужно ещё учесть, что во время польско-украинских "обменов населением" Польша уже находилась в советской "сфере влияния", а вот "Иранский Иран" был в руках Великобритании, и британские империалисты, разумеется, использовали бы все "эксцессы", связанные с ирано-азербайджанскими "обменами населением", на полную катушку). Сравнительно немногочисленные советские азербайджанцы просто «растворились» бы в массе азербайджанцев иранских, — чей общекультурный уровень тогда был... мягко говоря, заметно ниже. В конечном счёте, создание «Велико-Азербайджанской ССР» могло «взорвать» весь Кавказ, — не принеся никакой пользы никому.
Комментариев нет:
Отправить комментарий