суббота, 21 июня 2025 г.

"...по щелягу с сохи"

Сегодня мне хотелось бы ещё немного поговорить о нашей древней истории, — продолжить разговор, начатый неделю назад.

Давайте, товарищ Читатель, ещё раз обратимся к древней летописи: 

(киевский князь Святослав) «пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: «Кому дань даете?». Они же ответили: «Хазарам — по щелягу с сохи даем» (...) В год 6474. Вятичей победил Святослав и дань на них возложил»


Всё тут, вроде бы, понятно и даже в дополнительных объяснениях-пояснениях не нуждается. Но это — если просто читать. А вот если немножко вдумываться в прочитанное... давайте, товарищ Читатель, вдумаемся.

Киевский князь возлагает дань на жителей побережья Оки. Жители Киева, условно говоря, накладывают дань на жителей Москвы. Живущие на чернозёме обкладывают данью жителей земли, где преобладают дерново-подзолистые и болотно-подзолистые почвы, где выращивание урожая всегда превращается в битву.

Для того, чтобы что-то вырастить на земле Вятии (Залесья относительно Киева), — нужно прикладывать огромные усилия. Так есть сейчас, — и так было в прошлом, когда коровий навоз ценился здесь на вес золота. Соответственно, всякий, кто берёт со здешних жителей какую-то дань, — по необходимости забирает последнее. Впрочем, чтобы это чувствовать, — тут надо просто жить.

Поляне жили на чернозёме, — и не видели ничего такого в том, чтобы обложить вятичей данью, как всех. Вот только вятичи, по причинам, указанным выше, не могли воспринимать дань, которую на них возложил киевский правитель, как все, — просто потому что земля у них была не такая, как у всех. По итогам длительного наблюдения за поведением вятичей поляне сделали «вывод», что живущие здесь — не совсем люди; это — не моя фантазия, это так в летописи написано прямым текстом: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери...».

Размышляю я об этом, — и появляется у меня подозрение, что отношение великороссов (наследников вятичей) к «хохлам» (украинцам, наследникам полян) сложилось не просто так. Нежелание великороссов «пустить» жителей Киева и окрестностей в русский народ (складывающуюся русскую нацию) стало своеобразной местью, — местью за непростые отношения, возникшие между полянами и вятичами, когда складывалось древнерусское государство («Киевская Русь»).

Сразу хочу сказать: никаких оснований для этого не было тогда, — правнуки точно не в ответе за прадедов, — и, тем более, нет сейчас, когда у великороссов и украинцев есть несколько веков жизни в одном государстве, несколько десятилетий из которых они бок о бок строили коммунизм (и по ходу строительства украинцы дважды закрывали великороссов собой от немецкого военного удара). Но откуда что берётся — неплохо бы понимать.

Так или иначе, в «Повести временных лет» сохранена и наша древняя история тоже, — киевских летописцев следует за это поблагодарить, хотя они и относились к нашим предкам как к не совсем людям. Просто нужно отдавать себе отчёт, где наша история, а где — чужая; которая не лучше и не хуже — просто она не является нашей, хотя и имеет к нам самое непосредственное отношение.

А дальше у меня, как у русского человека, возникают вопросы. До Святослава вятичи, живя в тех же условиях, платили дань хазарам. Надо полагать, им это не особо-то нравилось  (кстати, щеляг — это много или мало; какой ценой он зарабатывался на одной сохе, сразу ли хазары пришли именно к такому уровню требований, или этому предшествовала какая-то борьба). А каковы были взаимоотношения вятичей с хазарами? Как вятичи стали данниками Хазарского каганата, не восставали ли... не участвовали ли «призывники» из Вятии в отражении арабских нашествий? Эта часть нашей древней истории, возможно, оказала сильное влияние на неё всю в целом, — как-то же пришли вятичи в то состояние, в котором находились к тому времени, когда их встретил киевский правитель Святослав, — но... наших историков почему-то больше занимают события, происходившие в Киеве. Даже странно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий