|
Кое-что на эту тему уже сказано. Нужно отметить, что точной оценке российской "тени", помимо свойств самой "тени" (которая на то и "тень", чтобы оценивать её было затруднительно), мешает ещё и, - как это вообще часто бывает при капитализме, - своеобразная анархия производства: оценивающих - много, методика у каждого - своя (нередко - свои заказчики, вплоть до самых "верхов"), единым планом исследования даже не пахнет. То, о чём говорит "Росстат" (и о чём говорят "Ведомости", в данном конкретном случае): "По итогам 2013 г. доля занятых в неформальном секторе составила 19,7%, или 14,1 млн человек, достигнув 10-летнего максимума (...) Критерием неформальной занятости Росстат считает отсутствие госрегистрации в качестве юрлица: к неформальному сектору относятся как зарегистрированные индивидуальные предприниматели (ИП) и работающие у них, так и самозанятые граждане (работающие без регистрации в качестве ИП, в том числе в крестьянских хозяйствах). По критериям Международной организации труда, принятым и Росстатом, человек считается занятым, если работает за вознаграждение хотя бы час в неделю", - это не подпольные производства, и даже не "тень" в строгом смысле слова ("зарегистрированные индивидуальные предприниматели (ИП) и работающие у них" - это вполне себе "светлая сторона", тут даже относительно достоверную статистику можно собрать... при желании и некоторых средствах, включая средства воздействия, разумеется).
Тем не менее, некоторое дополнительное представление о масштабах проблемы эти данные Росстата дают. Даже если предположить, что российская официальная государственная статистика, касающаяся производства и всего, что с ним связано (включая численность рабочих, производительность труда, прибыль, норму эксплуатации), не фальсифицируется, - на официальном же уровне признаётся, что картина, которую она даёт, крайне неполна. Наряду с "Официальной Россией" есть и другая, размером примерно с неё, - "Теневая Россия", со своим производством, рынком (включая рынок труда), импортом и экспортом... Кстати, об импорте и экспорте. В своё время по всей Восточной Европе, вплоть до самой Германии, стояли советские войска; сколько из тех частей вышло "предпринимателей", - точно неизвестно, но ясно, что много; собственно, вопрос, - "деловые связи", налаживавшиеся ещё во времена "Железного занавеса", куда-то исчезли? Далее: зря, что ли, ещё в "лихие девяностые" "раздавленная и стоявшая на коленях" Россия плодила по всему "постсоветскому пространству" "непризнанные государства": Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Карабах. На Балканах "наши" "миротворческие подразделения" тоже потоптались, и очень трудно себе представить, чтобы это топтание, вплоть до "штурма аэропорта Приштины", не сопровождалось налаживанием неформальных "деловых связей". Наконец, не стоит забывать про "латиноамериканский социализм": во-первых, там "любят Россию", во-вторых, поговаривают, всё очень нездорово с коррупцией, - почва для "деловых связей" очень хорошая.
И ещё одно примечательное место из статьи в "Ведомостях": "Уровень занятости в России за последние 15 лет падал только в кризис 2009 г., сопровождавшийся резким экономическим спадом. Последовавший затем рост занятости быстро остановился, потому что происходил при стагнирующей численности экономически активного населения (занятые плюс безработные). А с 2012 г. она, все еще оставаясь на исторически максимальных уровнях, начала снижаться в силу демографических причин — сокращения населения трудоспособного возраста (16-54/59 лет). Оно началось в 2006 г., однако динамика численности экономически активных граждан следует за динамикой трудоспособных с запозданием: это связано с тем, что выходящие на пенсию все чаще продолжают работать и что поколения этой возрастной категории пока еще многочисленны. Так, в 2013 г. работало 52% женщин 55-59 лет и 27% мужчин 60-72 лет против соответственно 48 и 21% в 2004 г., а в структуре общей занятости доля людей 55-72 лет возросла за этот период с 9,5 до 13,5%. Однако молодые пенсионеры постареют и начнут массово уходить с рынка труда, а следующие за ними возрастные когорты намного малочисленнее: число россиян трудоспособного возраста с 2006 г. сокращалось на 0,5 млн ежегодно, а через 5-6 лет начнет снижаться на 1-1,2 млн в год, посчитали Ростислав Капелюшников и Алексей Ощепков из ВШЭ". Об этом уже говорилось, но нелишне будет повторить: "Украинский кризис" и война на Донбассе, вызвавшие массовый переезд в Россию трудоспособных и достаточно квалифицированных людей, - оказались для российских капиталистов очень кстати. Нельзя исключать, что многие из беженцев с Донбасса, в конце концов, найдут себе работу именно "в тени", или даже совсем "в темноте" (подпольные производства).
Комментариев нет:
Отправить комментарий