четверг, 25 декабря 2014 г.

Всё то же самое... #автомобилестроение #экология #картель #DAF #Daimler #Volvo #Ленин #империализм

"Крупнейшие европейские компании, выпускающие грузовики, участвовали в картельном сговоре в течение 14 лет начиная с 1997 г. Их целью было торможение прогресса в сфере сокращения выбросов вредных веществ в окружающую среду, пишет Financial Times на основе попавших в ее распоряжение документов (...) В уведомлении о претензиях ЕС сообщается, что сговор автомобилестроительных компаний, среди которых DAF, Daimler, Iveco, Scania, Volvo, MAN, имел место с января 1997 г. по январь 2011 г."

Это сообщение примечательно тем, что кое-что проясняет в волнующем многих вопросе о том, насколько современное общество отличается от "общества времён Ленина". Во времена Ленина было так: "Поскольку устанавливаются, хотя бы на время, монопольные цены, постольку исчезают до известной степени побудительные причины к техническому, а следовательно, и ко всякому другому прогрессу, движению вперед; постольку является далее экономическая возможность искусственно задерживать технический прогресс. Пример: в Америке некий Оуэнс изобрел бутылочную машину, производящую революцию в выделке бутылок. Немецкий картель бутылочных фабрикантов скупает патенты Оуэнса и кладет их под сукно, задерживает их применение. Конечно, монополия при капитализме никогда не может полностью и на очень долгое время устранить конкуренции с всемирного рынка (в этом, между прочим, одна из причин вздорности теории ультраимпериализма). Конечно, возможность понизить издержки производства и повысить прибыль по-средством введения технических улучшений действует в пользу изменений. Но тенденция к застою и загниванию, свойственная монополии, продолжает в свою очередь действовать, и в отдельных отраслях промышленности, в отдельных странах, на известные промежутки времени она берет верх" (ПСС, т. 27, с. 397).

Сегодня, как можно заметить, экономические возможности тормозить прогресс (чисто технический - в том числе) по-прежнему имеются в наличии, и капиталисты по-прежнему ими пользуются, если торможение прогресса позволяет им получать более высокие прибыли. Но если во времена Ленина картели, в основном, существовали в рамках национальных государств (хотя транснациональные сговоры, время от времени, возникали уже тогда), - то ныне расцвели транснациональные картели (возникающие, впрочем, не на общемировом, а, всё-таки, на некоем региональном уровне).

Комментариев нет:

Отправить комментарий