понедельник, 4 января 2016 г.

Цивилизация и Инония #ИграПрестолов #Мартин #ЭтотМир #КакВсеБыло #девяностые #терроризм #Зима

Обещаю вам град Инонию...
Сергей Есенин



Некоторое время назад обещал кое-что написать про "Игру престолов", - и, кажется, время пришло. Сразу говорю, что на окончательное раскрытие "Смыслов", - "красных" или каких-то ещё, - я не претендую. Просто у меня есть некоторые соображения насчёт заметного (очень заметного и раскрученного настолько, что дальше просто ехать некуда) явления современной буржуазной культуры, - и я их излагаю. Как говорится, те, кому это неинтересно, - могут просто не читать (равным образом, не читать могут и те, кто ждёт академического исследования по "Игре Престолов как феномену современной культуры", так как его не будет).

О том, как можно "натягивать" выдуманные "реалии" популярного сериала на реалии "постсоветского пространства", напишу, если будет настроение, в другой раз. А сейчас - о том, как те же реалии "ложатся" на всю "постсоветскую" действительность в целом, - на реалии современного мира, каким он стал после исчезновения (гибели, уничтожения, развала, - сейчас это неважно, важен сам факт "схода со сцены") СССР; на мой взгляд, именно в этом, - в том, что сперва автору книги (точнее, эпопеи), по которой сериал снимался, а потом и авторам сериала удалось отразить (художественными средствами) реалии этой "постсоветской" действительности именно под тем углом, под которым было нужно "хозяевам" нынешнего мира, - заключается секрет популярности получившегося произведения и его коммерческого успеха.

Чтобы Вам, товарищ Читатель, стало понятно, о чём идёт речь, - опишу "вселенную" сериала (и эпопеи) своими словами. Сразу отмечу, что ни одной из книг "Песни Льда и Пламени" я не читал (повторяю, претензии на академизм у меня нет), поэтому придётся полагаться на честность тех, кто взял на себя труд краткого пересказа для "Википедии" и ей подобных источников, - и на то ещё, что авторы сериала от "того, что в книге" если и отклонялись, то несильно. Итак...

Два континента, населённых, преимущественно, людьми (ещё имеется некоторое количество драконов и всякая прочая сказочная живность... влияние которой на историю подчас велико, но всегда весьма ограниченно), - Восточный (Эссос) и Западный (Вестерос); на Вестеросе - семь королевств, входящих в состав одного государства (во всяком случае, таково положение на момент начала действия сериала) и (на севере) Стена; на Стене несёт службу Ночной Дозор, защищающий "цивилизованный мир" от "одичалых" (людей, живущих за Стеной и не подчиняющихся правителям семи королевств) и (как выясняется впоследствии) "Иных"; "Иные" ("белые ходоки") обладают сверхъестественными способностями (вплоть до способности оживлять умерших) и их нельзя убить обычным оружием (сами они, при случае, убивают много и с удовольствием... а потом некоторых своих жертв оживляют).

Давным-давно семь королевств Вестероса были объединены в одно государство Эйгоном Завоевателем; король положил начало династии Таргариенов, правившей Вестеросом на протяжении почти трёхсот лет, - за это время династия выродилась и, в конце концов, была сметена восстанием; предводитель восставших, Роберт Баратеон, стал новым королем Вестероса, а уцелевшие представители "Дома Таргариенов" были переправлены (самостоятельно они, по малолетству, никуда сбежать не могли) на Эссос и, когда подросли, стали претендовать на трон Вестероса ("Железный трон")... впрочем, к тому времени на "Железный трон" уже кто только ни претендовал, поскольку Роберт Баратеон, наплодив множество внебрачных детей, законных наследников после себя не оставил (сам он до самой смерти думал иначе), и после его гибели разные удельные князьки передрались между собой.
Вот такой, если коротко и упрощённо, мирок. Чтобы не было никаких недоразумений, сразу скажу, что книга "Игра престолов", - первая в цикле "Песнь Льда и Пламени", - была издана в 1996 году. Соответственно, идею "Ночного Дозора", защищающего мир людей от безобразничающих Иных, её автор, Джордж Мартин, выработал сам, а вовсе не стащил у одного популярного российского писателя-фантаста (в издания и экранизации произведений которого капиталисты тоже вложили кучу денег), как кому-то из россиян могло бы показаться; впрочем, нет оснований обвинять в плагиате и Лукьяненко, - его роман "Ночной дозор" был издан в 1998 году, а первое русское издание "Игры престолов" вышло в свет только в 1999-ом, до этого творчество Мартина в России мало кому было известно. И кстати, раз уж зашла об этом речь... в 1996 году вышел из печати роман Мартина, в котором, среди прочего, упоминается водоём "Blackwater" ("Черноводная"), протекающий через территорию "Вестероса", - а в 1997 году бывший офицер военно-морского спецназа США Принс и тренер по прикладной стрельбе Кларк основали частную военную компанию "Blackwater USA", в дальнейшем сменившую несколько названий и получившую мировую известность; не думаю, что это - простое совпадение.

Теперь остаётся сопоставить "вселенную Игры Престолов" с "постсоветской" действительностью, - да не в нынешнем её виде, а в том, в котором она представала взору общественности во второй половине "лихих девяностых". Помните, товарищ Читатель? "Наше" телевидение тогда, в общем и целом, передавало американские установки, так что нам, россиянам, есть, что вспомнить... "Империя Зла" (СССР) рухнула, в мире осталась единственная сверхдержава, сеющая повсюду семена демократии, которые скоро сеять станет некуда, поскольку сверхдержава осталась одна единственная; воевать никто ни с кем не хочет (разве что на Балканах ещё кто-то рыпается, да на Ближнем Востоке, местами, остались какие-то "дикари"), - то есть, по большому счёту, в существовании и этой, оставшейся, сверхдержавы нет никакого смысла; "борьба Мировых систем" сменилась "цивилизованной конкуренцией" (хоть и ведущейся, порой, совершенно нецивилизованными методами)... ничего не напоминает?

После исчезновения СССР США стало не с кем воевать, - и это, в конце концов, ввергло американский империализм (а вместе с ним и весь мировой империалистический порядок, сложившийся по итогам "Холодной войны") в тяжелейший кризис. "Конец истории" так и не наступил, а внутренняя "конкурентная борьба" действительными народными массами всё больше воспринималась... примерно так же, как книжные и кинематографические "народные массы", в конце концов, начали воспринимать "Войну пяти королей": паны дерутся, у нас трещат кошельки и лбы, пора что-то менять.

"Враги демократического открытого общества" не впечатляли... да и как они могли впечатлить, если Интернет тогда уже был (и в США, в отличие от России, им уже многие пользовались), да и без всякого Интернета многие помнили, как "мировому злодею" Саддаму Хусейну США (и СССР, кстати) давали деньги на борьбу против революционного Ирана, а "мировой злодей" Слободан Милошевич получал вспомоществование за проталкивание Дейтонского соглашения...

В общем, "Мировой порядок" шатался. Зашевелились отпрыски "древних легитимных династий", сметённых в своё время буржуазными революциями (выше я умышленно выделил тот момент, что Таргариены правили Вестеросом около трёхсот лет; примерно столько, в общей сложности, Бурбоны правили Францией, Стюарты - Шотландией и Англией, франконские Гогенцоллерны - Пруссией и Германией). "Достойного противника" для "Единственной сверхдержавы" и всего "Цивилизованного мира", - да не просто противника, а такого противника, которого можно будет продать массам (в прямом смысле, чтобы они согласились оплачивать борьбу с этим "Новым врагом" и работать ради этой "борьбы"), - нужно было придумать... и он, в конце концов, был придуман. Но это было позже, уже в "нулевые", - а в середине "лихих девяностых" (как раз в 1996 году, после "президентских выборов" в России, стало понятно, что угрозу "красного реванша" никто не купит... а отсюда уже и до настоящего красного реванша было недалеко) вовсю шла разработка... и, в частности, выработалась идея угрожающих человечеству "Иных" (которые вроде люди, а вроде и не люди), как выражение смутного страха общественности перед чем-то, угрожавшем основам "Мирового порядка" (капиталистическому порядку тогда, как и всегда с тех пор, как он стал более-менее развитым, угрожала пролетарская революция... но о таком даже думать страшно, поэтому в буржуазном мышлении остаётся только страх перед чем-то). А заодно - "Ночного дозора", который мир людей от этих "Иных" защищает, поэтому люди должны его терпеть и финансировать (у Мартина "Дозор", в значительной мере, состоит из отбросов общества, а у Лукьяненко - и вовсе из "Иных", живущих по понятиям).

Ну, а потом, в "нулевые", всё, наконец, было доведено до ума. "Иные" воплотились в "Международном терроризме" (нынче принявшем форму экстремистской, террористической, запрещённой в России группировки "ИГИЛ"), - а США и союзники (среди которых, время от времени, оказывалась и путинская Россия) стали создавать "Ночной дозор"... то есть, извините, "международные коалиции по борьбе с терроризмом", несть им числа. Страх перед Революцией из буржуазного сознания никуда не делся, - но теперь, с появлением "Общего Врага", его стало значительно легче вытеснять. А для подкрепления этого вытеснения на телеэкранах, в конце концов, появилась "Игра престолов"...

4 комментария:

  1. У Лукьяненко то же самое:

    Нетрудно догадаться, с кем (с чем) ассоциируются эти Темные и Светлые - со спецслужбами. Причем поскольку мы знаем, что принципиальной разницы между Темными и Светлыми нет, что действуют они одними и теми же методами, просто Светлые нас, рядовых российских граждан, вроде бы защищают, а Темные, напротив - убивают, напрашивается предположение, что Светлые - это ФСБ и прочие государственные спецслужбы, а Темные - иностранные спецслужбы (не наши) или, что еще более вероятно, пресловутые «силы мирового терроризма».

    Даже если Лукьяненко не сплагиатил Мартина, то очень его любит:

    2000-ый год:
    При всей моей любви к Буджолд сравнивать ее романы и великолепнейшую книгу Мартина - некорректно. Мартин сильнее просто на порядок. Даже при моей нелюбви к фэнтези я вынужден это признать. C уважением, Sergey Lukianenko.

    2001-ый год:
    "Игра престолов" и "Битвы королей" - замечательные книги великолепного писателя.

    2013-ый год:
    Lukianenko also appreciates R.R. Martin, whose books he has known for many years. I am sure that he is a little jealous of Martin, whose novel was made into such a great show as the 'Game of Thrones'.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за эту подборку!

    Впрочем, даже если заимствование было, - тут, по-моему, надо говорить не о плагиате, а именно о заимствовании разработки, и ещё не факт, что "наши" эту разработку у "буржуев" стащили, а не получили в рамках какой-нибудь программы. Продукты на выходе всё равно получились разные, хотя и действующие в одном направлении У Мартина (раз нет даже намёка на "дневной дозор", зато есть "городской дозор", ловящий уголовников и политически неблагонадёжных) - скорее не "Ночной Дозор", а ночная стража, с дальнейшей отсылкой к концепции "государства как ночного сторожа".

    Лукьяненко же либо не вполне понимает, что написал (вряд ли), либо пытается путать читателей (скорее всего), поскольку настоящий водораздел у него проходит не между "светлыми" и "темными", а между "иными, живущими по понятиям" и "беспредельщиками" (отловом "темных" беспредельщиков занимается "Ночной дозор", отловом "светлых" - "Дневной", "Сумеречный" следит за соблюдением понятий). И это уже похоже не столько на спецслужбы, сколько на "Мировое правительство"... или, точнее, на "концерт свободных наций", сложившийся после окончания "Холодной войны". Кстати, "иные" у Лукьяненко, - особенно это касается "светлых", - подпитываются, если мне память не изменяет, эмоциями (читал очень давно, но помню, что в каком-то из "Дозоров", - кажется, в "Ночном", - была сцена, когда кто-то из "светлых", - уж не "сам" ли Антон Городецкий, - идёт то ли с кем-то биться, то ли кого-то ловить, и, по пути, "собирает улыбки" встречных... при этом он встречает беременную и его коробит от того, что ребёнок в её утробе тоже улыбается, но он забирает и это)... и тут как-то само собой вспоминается небезызвестное: "Я – самый богатый человек не только в Европе, но и в мире. Я собираю эмоции".

    Ну, а то, как писателей-фантастов (или "фантастов") используют "инженеры реальности" (тут уже даже о спецслужбах говорить не приходится), - наглядно показал "Украинский кризис", когда фантасты Вершинин и Дзыговбродский были выведены на передний край... ну, и остальные, включая того же Лукьяненко, были недалеко. Вряд ли на "Западе" дела обстоят как-то по-другому. Действуют-то продукты Мартина и Лукьяненко в одном направлении: вбивают установки на то, что между "хорошими" и "плохими" ("светлыми" и "темными") нет принципиальной разницы, "Систему" не сломать (особенно насилием), "Мы все умрем"... похоже на какой-то большой проект по размыванию "традиционной морали", признанной, видимо, слишком гуманистичной (и потому "опасной для существующего строя", даже "революционной").

    ОтветитьУдалить
  3. Первая цитата (про спецслужбы) принадлежит Тарасову, а не Лукьяненко.

    Лично я "Дозоры" не смотрел и не читал.

    > когда фантасты Вершинин и Дзыговбродский были выведены на передний край...

    А ещё фантаст Березин.

    С противоположной стороны Арсен Аваков - большой любитель фантастики, сопредседатель оргкомитета международного фестиваля фантастики "Звездный мост". Аваков награждал и Лукьяненко, и Вершинина за их писанину.

    СМИ даже называли украинскую войну - войной фантастов.

    ОтветитьУдалить
  4. Кстати, да, про Березина я позабыл...

    ОтветитьУдалить