суббота, 9 января 2016 г.

Собиратели эмоций #фантастика #фэнтези #литература #ЛитератураИЖизнь #Путин #Лукьяненко #НочнойДозор

Небольшое дополнение по вопросу о том, кто и как использует то, что разрабатывается в рамках "современной фантастики" (или, быть может, под прикрытием "большой литературы").

В уже поминавшемся "Ночном дозоре" Лукьяненко есть одна сцена, которой нет в фильмах (в этом отношении киносценарии сильно отличаются от книги, временами совпадают только имена героев), - по-моему, самая сильная на всю трилогию (во многом потому, что всё остальное ещё слабее... но, с другой стороны, "Дозоры" я читал больше десяти лет назад, - как раз тогда, когда только вышел фильм "Ночной дозор", - а эту сцену запомнил). Контекст пересказывать не буду, - скажу лишь, что повествование, в данном случае, ведётся от лица "светлого иного" Антона Городецкого (того самого, которого в фильмах Хабенский играл), - но выделю некоторые особо любопытные моменты:

"Я ведь просто воюю за свою любовь. В первую очередь. А уж потом — за вас, которым готовят новое неслыханное счастье.
Только, может быть, и это тоже правда?
И, сражаясь за свою любовь, каждый раз сражаешься за весь мир?
За весь мир — а не с целым миром.
Сила!
Сила.
Сила?
Я собирал ее крупицы, иногда бережно и осторожно, иногда грубо и резко, чтобы не дрогнула рука, чтобы не отвести от стыда глаза, забирая почти последнее.
Может быть, для этого парня — счастье и без того редкий гость?
Не знаю.
Сила!
Может быть, лишившись этой улыбки, женщина потеряет чью-то любовь?
Сила.

Может быть, завтра этот крепкий, иронично улыбающийся мужчина умрет?
Сила.
Мне не помогут амулеты в карманах. Боя не будет. Мне не поможет «пик формы», о котором говорил шеф. Этого все равно мало. И право на беспрепятственное вмешательство второй степени, так щедро отданное Завулоном, — ловушка. Даже капли сомнений нет. Он подставил свою подругу, свел линии вероятностей так, чтобы мы пересеклись, и со скорбным лицом вручил смертельный подарок. Я не могу смотреть в будущее так далеко, чтобы мое Добро никогда не превратилось в Зло.
Но если нет оружия — прими его из рук врага.
Сила!
Сила.
Сила!
Если бы я еще сохранял ту тонкую нить связи с Гесером, что соединяет молодого мага и его наставника, он давно почувствовал бы происходящее. Ощутил, как переполняет меня энергия, чудовищная, взятая наобум и неизвестно для какой цели.
Что он сделал бы?
Бессмысленно останавливать мага, который начал этот путь.
Я шел к ВДНХ пешком. Я знал, где все будет происходить. Случайностей не бывает, когда ими управляют высшие маги. Неуклюжий «дом на ножках», спичечный коробок, поставленный на торец, — там Завулон проиграл бой за Светлану, там Гесер выявил и ввел в Инквизицию своего ставленника, попутно потренировав Светлану.
Центр силы для всей этой комбинации.
Третий раз.
Мне уже не хотелось ни есть, ни пить. Один раз я все-таки остановился, купил и выпил стаканчик кофе. Он был безвкусный, будто начисто лишенный кофеина. Люди стали расступаться с дороги, хоть я и шел в обычном мире. Напряжение магии вокруг росло.
Мне не скрыть своего приближения.
Но я и не хочу подкрадываться из засады.
Молодая беременная женщина шла осторожно, бережно. Я вздрогнул, когда увидел, что она улыбается. И чуть было не свернул, когда понял, что не рожденный еще ребенок тоже улыбается в своем крошечном и надежном мире.
Их Сила была подобна бледно-розовому пиону — большой цветок и еще не раскрывшийся шарик бутона.
Я должен собрать все, что встретится мне на пути.
Без колебаний, без жалости.

Что-то происходило и в окружающем мире.
Казалось, жара стала сильнее. Причем сильнее каким-то отчаянным, судорожным рывком.
Не зря, наверное, Темные и Светлые маги все эти дни пытались развеять зной. Что-то случится. Я остановился, поднял голову, вглядываясь в небо сквозь сумрак.
Тонкие, свитые кольцами кружения.
Искры на горизонте.
Мгла на юго-востоке.
Ореол вокруг иглы Останкинской башни.
Это будет странная ночь.
Я коснулся пробегающей девчушки и забрал ее нехитрую радость: пришедшего домой трезвым отца.
Словно обломок ветки шиповника, колючий и хрупкий.
Простите меня.


Когда я подошел к «дому на ножках», было почти одиннадцать вечера.
Последним, кого я коснулся, был пьяненький работяга, притулившийся к стене в подворотне. В той самой подворотне, где я впервые убил Темного. Он был почти невменяем. И счастлив.
Я взял и его Силу. Пыльный, заплеванный цветок подорожника, некрасивую грязно-бурую свечку.
И это Сила.
"
Это было написано в 1998 году (во всяком случае, не позднее, поскольку в 1998-ом роман был опубликован). Прошло почти десять лет, - на экраны вышли два фильма по "Ночному дозору" (сюжет второго, несмотря на название, тоже основан именно на первом романе трилогии), - и однажды российского "национального лидера" спросили, много ли лично у него денег, достаточно ли для того, чтобы считаться богатейшим человеком в Европе. Ответ "национального лидера" заслуживает того, чтобы его процитировать:

"Я – самый богатый человек не только в Европе, но и в мире... Я собираю эмоции"
Полагаю, вероятность того, что это "собирание эмоций" всплыло в речи "национального лидера" случайно и без связи с предшествующими "фантастическими" разработками, - примерно такая же, как вероятность того, что российские капиталисты, включая "государственных служащих", случайно вложили кучу денег в издания (с красивыми обложками) и экранизации книг Лукьяненко.

1 комментарий:

  1. И Светлые и Тёмные пополняют свои магические резервы за счёт энергии людей. Светлые забирают у людей положительные эмоции: смех, радость, счастье. Тёмные - отрицательные эмоции: скорбь, печаль, гнев.
    ...
    В Сумеречном Дозоре раскрывается природа силы Иных. Магическую силу производят люди и вообще все живые существа. Маги в большинстве случаев производят меньше силы, чем люди: их магическая температура ниже. Благодаря этому маги могут использовать силу, производимую людьми. Таким образом, все Иные являются паразитами, хотя большинство из них об этом не знает.

    «Люди близкие к телу» говорят, что Путин уже посмотрел «Ночной дозор» и остался доволен. Хотя, ни патриотизмом ни идеалами служения Родине там и не пахнет.

    ОтветитьУдалить