суббота, 28 июля 2018 г.

Прогрессивный американский опыт

Размышления о «всемирно-историческом» значении футбола и последовавшие за ними споры натолкнули меня на одну мысль, в правильности которой я сомневаюсь... но и убедительных доводов против не нахожу. Посему хочу поделиться этой мыслью с Вами, товарищ Читатель, — авось, у Вас и знаний окажется побольше, и свободного времени, чтобы сделать выводы, которые могут оказаться полезными.

Сразу — к сути. Правила, отличающие один вид спорта от другого, не есть нечто внеисторическое, раз и навсегда данное, вечное и неизменное. С течением истории они менялись, — в особенности это, разумеется, касается игровых видов спорта, но тоже можно сказать и обо всех прочих, — и, естественно, менялись не просто так, а под влиянием общественных условий. За несколько веков из флорентийского кальчо и прочих различных игр с мячом в странах Древнего Востока, в Древней Греции, Древнем Риме и др. выработался современный футбол, с его правилами, основные из которых были утверждены 8 декабря 1863 в Кембридже (Великобритания). Выработка осуществлялась множеством людей, имена одних из которых хорошо известны, а других безнадёжно забыты, но все эти люди всякий раз действовали во вполне определённых общественных обстоятельствах, которые не могли не накладывать отпечаток и на их творчество в области спортивных правил. Короче говоря, как тот же флорентийский кальчо был продуктом эпохи разлагающегося феодализма, - так и нынешний, «совершенный» футбол представляет собой продукт эпохи машинно-индустриального капитализма, переходящего на империалистическую ступень развитияНе более и не менее того. Основные правила игры, положение игроков в обществе, отношение общества к футболу, — всё это (и многое другое, сопутствующее), в конечном счёте, находится в соответствии с тем общественным строем, который явился хозяйственной основой для «современного футбола»... и «современного спорта» вообще.
Выдающиеся достижения Советского Союза в развитии спорта обернулись, в конце концов, крушением Советского Союза; этому предшествовали «профессионализация» спорта (с превращением лучших спортсменов, по существу, в одну из «элитных», привилегированных подгрупп советского общества, чем дальше, тем больше превращавшихся в обычных социальных паразитов), возникновение нелегального «тотализатора» и легального«Спортлото» (появление которого означало полное узакониваниевозможности получения советскими гражданами нетрудового дохода), совершенно неоправданные траты огромных материальных средств на противостояние ЦСКА и «Динамо», — но, по существу, «спортивная война» была проиграна Советским Союзом уже тогда, когда в Советском Союзе стали развивать уже существовавшие виды спорта вместо разработкиновых, которые соответствовали бы новому общественному строю.
Но возможно ли вообще развитие в каком-либо государстве своих собственных видов спорта, когда «весь цивилизованный мир» играет по устоявшимся правилам? Новейшая история человечества даёт на это чёткий и однозначный ответ: да, возможно. И не исключено, что Вы, товарищ Читатель, даже что-то об этом слышали. Дело в том, что в современном мире есть одна удивительная страна, основной массе жителей которой нет никакого дела до чемпионатов мира по соккеру... и даже до того, насколько хорошо выступает на этих чемпионатах их «национальная сборная» (а она, бывало, выступала достаточно удачна). Речь идёт о Соединенных Штатах Америки. Жители ведущего государства нынешнего капиталистического мира, в своё время, не стали оглядываться на весь остальной мир, - и развили три командных вида спорта, которые подходили им по их условиям жизни и настрою: американский футбол (который похож на регби, но не регби), бейсбол (похожий на крикет, но не являющийся крикетом) и баскетбол (если два предыдущих вида спорта были похожи на то, во что играл весь цивилизованный мир, то этот — чисто разработанный, и известно даже имя разработчика). Эти виды спорта были органично (пожалуй, настолько органично, насколько это вообще возможно при капитализме) вписаны в американскую систему образования... а в итоге США стали ведущей империалистической державой.
Между прочим, в своё время Ленин писал: «Черпать обеими руками хорошее из-за границы: Советская власть + прусский порядок железных дорог + американская техника и организация трестов + американское народное образование etc. etc. + + = Σ* = социализм» (ПСС, т. 36, с. 550). Увы, вместо американского народного образования в СССР за основу было, в конечном итоге, взято «российское классическое», — и что дала на выходе получившаяся «лучшая в мире система образования», прекрасно известно. Впрочем, об этом говорилось уже не раз, и хотя, видимо, придётся ещё много раз говорить о том же в дальнейшем, сейчас — о другом. Ныне существующие виды спорта, сколь бы «законченными» и «устоявшимися» ни казались их правила, — суть продукт современного, буржуазного общества. Будущему коммунистическому обществу они не годятся не только в нынешнем своём «профессиональном» виде, но и в качестве физкультурной разминки; и если на начальных ступенях коммунистического строительства использование «сложившихся» буржуазных видов спорта, видимо, является печальной необходимостью, — то по мере дальнейшего продвижения к полному коммунизму рабочим просто-таки придётся выработать новые виды спорта, которые, возможно, будут (особенно поначалу) выглядеть нелепо с современной точки зрения; примерно столь же «нелепо», сколь «нелепо» выглядит тот же американский футбол с точки зрения «всего цивилизованного человечества» (не замечающего, что, по существу дела, нелепо выглядит как раз оно само, потешающееся над «тупостью» американцев, но вынужденное жить в условиях гегемонии «тупого» американского империализма и ничего не могущее с этим поделать). Этот «нелепый вид» никого не должен останавливать, а отношение к «мнению международного сообщества», если и поскольку коммунистическое строительство будет осуществляться при сохранении капиталистических порядков в ряде стран мира, у строителей коммунизма должно быть даже не американским, но израильским.

Комментариев нет:

Отправить комментарий