воскресенье, 4 июня 2023 г.

Провал сталинского обществоведения

Концепцию "морально-политического единства советского общества" я поминал недобрым словом уже не раз и не два, однако с тех пор, когда подробно говорил об этом в последний раз, случилась неприятность: электронная версия второго издания Большой Советской Энциклопедии из Интернета... куда-то пропала. Так что статьи из третьего издания можно найти много где, а вот для доступа ко второму придётся долго искать и скачивать (что тоже занимает некоторое время, мягко говоря) файлы в формате .pdf или .djvu... Соответственно, мне показалось, что будет нелишне выложить статью о "морально-политическом единстве советского общества" сюда.

Она не такая уж длинная.



МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА - единство экономических и политических интересов, общность взглядов, целей, морального и духовного облика рабочих, крестьян и интеллигенции СССР, борющихся под руководством Коммунистической партии за победу коммунизма

Морально-политическое единство общества впервые в истории осуществлено в СССР в результате построения социализма. В рабовладельческом, феодальном и буржуазном обществах, основанных на частной собственности на орудия и средства производства и эксплуатации одного класса другим классом, никогда не было и не могло быть морально-политического единства общества; антагонистический характер производственных отношений с неизбежностью порождает в эксплуататорском обществе антагонизмы в политической и духовной жизни. Капиталистическое общество раздирается непримиримыми противоречиями между рабочими и капиталистами, между крестьянами и помещиками, что приводит к неустойчивости его внутреннего положения. В противоположность этому, социалистическое общество свободно от классовых противоречий и столкновений и представляет собой картину дружественного сотрудничества рабочих, крестьян, интеллигенции. Благодаря общности интересов всех социальных групп советского общества развернулись такие движущие силы, как морально-политическое единство советского общества, дружба народов СССР, советский патриотизм.

Основа морального и политического единства советского общества - в социалистическом способе производства, в общественной собственности на орудия и средства производства. Ликвидация эксплуататорских классов, освобождение всех трудящихся от ига эксплуатации, ликвидация национального гнёта и проведение в жизнь ленинско-сталинской национальной политики - всё это привело к монолитности советского общества, к сплочению всех наций Советской страны в единую братскую семью, к созданию могучего, многонационального Советского государства. "Моральное и политическое единство народных масс Советского Союза выковано в испытаниях героической борьбы с буржуазно-помещичьими классами и иностранными интервентами. Оно окрепло на основе союза рабочих и крестьян в деле подъема народного хозяйства. Но только после создания социалистического общества, в котором закрыты все двери для эксплуататоров и для всякой эксплуатации человека человеком, стало сказываться то новое морально-политическое единство народа, которое представляет величайшую силу. Такое моральное и политическое единство, проникнутое глубоким интернационализмом, окончательно сплотит в одно целое народы и народности Советского Союза. В нем будут видеть прообраз своего будущего и народы других стран" (Молотов В.М. К двадцатилетию Октябрьской революции, 1937, стр. 30 - 31).

Высшим выражением морально-политического единства советского общества является сплочение всего советского народа вокруг Коммунистической партии Советского Союза. Созидательная энергия народов СССР направлена к достижению единой цели - построению коммунистического общества. Именно потому, что рабочие, крестьяне и интеллигенция СССР сплочены воедино, Советское государство в состоянии решать самые сложные задачи хозяйственного и культурного строительства. Морально-политическое единство советского общества, дружба народов СССР и советский патриотизм являются залогом того, что никакая сила в мире неспособна повернуть советскую страну вспять, к капитализму. Это со всей наглядностью показала Великая Отечественная война 1941 - 45. Нависшая над Советской Родиной опасность не только не ослабила, а, наоборот, ещё более укрепила союз рабочих и крестьян, дружбу народов СССР, превратила всю страну в единый нерушимый лагерь, самоотверженно поддерживающий свою армию и свой флот.

Отсутствие антагонистических классов в СССР и наличие морально-политического единства советского общества не означает, однако, что внутри советского общества уже не существует никаких враждебных элементов, к-рые могут вредить делу коммунистического строительства. Эксплуататорские классы в Советской стране давно разбиты и ликвидированы, но сохранились еще пережитки буржуазной идеологии, частнособственнической психологии и морали, сохранились носители буржуазных взглядов и буржуазной морали. Враждебное капиталистич. окружение стремится оживить пережитки капитализма в сознании советских людей и использовать носителей буржуазных взглядов в своих подрывных целях. Для успешного осуществления задачи постепенного перехода к коммунизму необходимо ещё больше усилить революционную бдительность.

В борьбе за укрепление морально-политического единства советского общества Коммунистическая партия Советского Союза неустанно заботится о дальнейшем укреплении советского общественного и государственного строя, об упрочении союза рабочего класса и колхозного крестьянства и дружбы народов СССР, о повышении благосостояния трудящихся, об усилении пропаганды марксизма-ленинизма и всей работы по коммунистическому воспитанию масс.

(Большая Советская Энциклопедия, второе издание, т. 28, с. 275 - 276)


Собственно говоря, вот так, — попрошу обратить внимание, — выглядит главный провал советской общественной науки "сталинской" эпохи; провал, теоретически обезоруживший советский рабочий класс как раз тогда, когда ему особенно необходимо было точное знание о своём обществе. 

Лично Сталин, как "главный вождь", несёт за него, несомненно, свою долю ответственности... но её, эту долю, не стоит преувеличивать. Сталин чётко выделил в советском обществе области существенных различий, и то, что советское обществоведение старательно не замечало накапливающегося напряжения и усиливающихся противоречий в этих областях существенных различий, - даже тогда, когда существенные различия начали превращаться обратно во враждебные противоположности, - это не следствие какой-либо "сталинской установки". Обратите-ка, товарищ Читатель, внимание: в энциклопедической статье о "морально-политическом единстве" (она, кстати, не подписана) авторы, - хотя дело происходит ещё во времена "Культа личности", и они нахваливают "ленинско-сталинскую национальную политику", - ни одной цитаты Сталина не приводят... зато нашли "подходящую" цитату Молотова.

Ну, и нельзя, конечно, не обратить внимание на то, как у авторов то и дело куда-то пропадает советская интеллигенция: они о ней не могут не говорить и говорят много, но... "Коммунистическая партия Советского Союза неустанно заботится о дальнейшем укреплении советского общественного и государственного строя, об упрочении союза рабочего класса и колхозного крестьянства и дружбы народов СССР, о повышении благосостояния трудящихся, об усилении пропаганды марксизма-ленинизма и всей работы по коммунистическому воспитанию масс", - про всё вспомнили, подводя итоги, а вот интеллигенция при подведении итогов куда-то пропала, и получается, что по ходу коммунистического строительства ни с ней работать не нужно, ни ей самой над собой работать уже как бы и не требуется...

Комментариев нет:

Отправить комментарий