В работе товарища Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» содержится одна явная ошибка, на которую почему-то редко обращают внимание... это даже забавно: интеллигенты-антисоветчики с тех самых пор, как данная работа увидела свет, потешаются над «узнавшим толк в языкознании» Сталиным, но обоснованно пинать его на «поле языкознания» не спешат... впрочем, возможно, большинство из них и не читало эту «смешную» работу, — а кто помоложе, могли и не понять, в чём ошибка.
«Ляп», о котором идёт речь, содержится не в основной статье («Относительно марксизма в языкознании»), а в дополнении к ней. 2 августа 1950 года в «Правде», под заглавием «Ответ товарищам», были обнародованы ответы Сталина на первые читательские отклики на основную статью; и вот в ответе товарищу Санжееву содержится следующее ошибочное утверждение: «Ввиду этого некоторые местные диалекты в процессе образования наций могут лечь в основу национальных языков и развиться в самостоятельные национальные языки. Так было, например, с курско-орловским диалектом (курско-орловская “речь”) русского языка, который лег в основу русского национального языка» (Сталин, Соч., т. 16, с. 130).
Ошибка эта примечательна вот чем. С первых строк своей основной статьи Сталин признаёт: «Я не языковед...» (с. 104). Про «курско-орловскую речь» Сталин не сам придумал, — его вот так «проконсультировал» кто-то из специалистов... тех самых специалистов, которые, собственно и хотели, чтобы товарищ Сталин повлиял на разошедшихся последователей Марра, были основными заказчиками статьи о марксизме в языкознании. Поскольку же русский язык не был для Сталина родным, — он очень хорошо овладел им, но именно родного русского диалекта у него не было и быть не могло, — а опыт общения с носителями разных диалектов русского языка у него был немалым, но ограниченным, Сталин и принял положение о «курско-орловском диалекте-родоначальнике».
Довольно широко известно, что Сталин много читал и во всех вопросах, за которые брался, старался разобраться самостоятельно, дойдя до самой сути. Куда меньше обращают внимание на то, что в тех вопросах, на изучение которых у Иосифа Виссарионовича не было времени, товарищ Сталин доверялся специалистам. В этой связи вспоминается ещё одна ошибка Сталина, совершённая ещё до Великой Отечественной войны... О ней вспоминают гораздо чаще: «1 декабря 1935 г. - выступая на совещании передовых комбайнеров и комбайнерок с членами ЦК ВКП(б) и правительства, Сталин сказал: "У нас теперь все говорят, что материальное положение трудящихся значительно улучшилось, что жить стало лучше, веселее. Это, конечно, верно. Но это ведет к тому, что население стало размножаться гораздо быстрее, чем в старое время. Смертности стало меньше, рождаемости больше, и чистого прироста получается несравненно больше. Это, конечно, хорошо, и мы это приветствуем. (Веселое оживление в зале). Сейчас у нас каждый год чистого прироста населения получается около трех миллионов душ. Это значит, что каждый год мы получаем приращение на целую Финляндию (Общий смех)"», — и почему-то приписывают её исключительно лично Сталину. Мол, вот такой был Сталин самодур: придумал, что население СССР увеличивается с огромной скоростью, — а когда перепись населения 1937 года это не подтвердила, взял, да и перестрелял учёных, которые её готовили.
А на самом деле... Сталин не был демографом, точно так же, как он не был языковедом. Сталину, в силу определённых исторических обстоятельств, приходилось вникать во множество важных вопросов и принимать ответственные решения, приходилось думать за других, а нередко и за всех, — у него просто не было времени разбираться вообще во всём. Тем более что вокруг него, всё-таки, были специалисты, которым, казалось бы, были основания доверять. Со «специалистами-демографами», которые, в согласии с заинтересованными ответственными работниками, годами напевали Сталину об «увеличении населения на целую Финляндию ежегодно», в конце концов, разобрались: перепись 1937 года показала, что всё несколько не так, — после чего «специалисты», собственно, получили по заслугам. «Специалисты-языковеды», напевшие Сталину об «особой роли курско-орловского диалекта», от наказания, кажется, ушли... собственно, имена этих героев до сих пор неизвестны; если их когда-нибудь за что-то и наказали, то точно не за этакую «консультацию».
Могут, конечно, сказать, что Сталин сам себе таких специалистов подбирал... и в некоторой мере такой упрёк Сталину будет справедливым. Но только в некоторой мере: Сталин выбирал из того, что было под рукой. Выбор был ограниченным, мягко говоря.
Я к чему это всё. То, чего добился Сталин, — а добился он, мягко говоря, многого, — было добыто вот в таком окружении. Вот на такую помощь он мог рассчитывать, вот так его поддерживали те, кто обязаны были поддерживать и помогать...
Комментариев нет:
Отправить комментарий