суббота, 18 ноября 2023 г.

Принесшие АД в Израиль

 Понимаю, что после этого текста доброжелателей у меня, скорее всего, не останется вообще, а вот количество людей, желающих сделать мне больно, резко возрастёт... но такая уж судьба у меня, видимо. Поэтому сегодня буду говорить про палестино-израильский конфликт.

В среде российских коммунистов и просто левых к этому конфликту уже устоялось определённое отношение. Предупреждаю сразу: моё отношение с этим устоявшимся не совпадает; в своё время, — с тех пор уже полтора десятка лет прошло, — мой покойный товарищ Олег Романов попытался взглянуть на это по-другому... а я сейчас попытаюсь продвинуться по тому же пути немножко дальше.


Начинать надо с основ, — вот и давайте, товарищ Читатель, начнём с основ. А основой, — точнее, одной из основ, — обсуждаемого конфликта является всеми любимый сионизм; это тот случай, когда можно с полным основанием сказать, что без него бы ничего не было.

Так вот. Сионизм — он бывает разный. Исторически было в сионистском движении, — которое, в конце концов, привело к образованию государства Израиль, — два крыла; как нетрудно догадаться, левое и правое. Точнее, совсем изначально было только одно крыло, а именно левое; критика сионизма, которую Вы, товарищ Читатель, без труда найдёте в работах Ленина и Сталина (точнее, Вам даже искать не надо, «современные последователи» по первому запросу, и даже вообще без такового, приведут кучу соответствующих цитат), — относилась именно к «левому», «социалистическому», изначальному сионизму. Этот изначальный сионизм выдвигал простую идею: всем еврейским рабочим, которые находятся в буржуазных государствах (прежде всего европейских и северо-американских) под двойным гнётом, — как пролетарии и как лица еврейской национальности, — следует выехать в Палестину (на земли, где в глубокой древности существовало еврейское государство) и там, совместными усилиями, построить «на голой земле» свой еврейский рабочий социализм. Разумеется, эта идея совершенно не нравилась коммунистам и социалистам других национальностей: они вполне обоснованно полагали, что евреи-рабочие, — особенно те из них, которые прониклись социалистическими идеями, встали на путь революционной борьбы, — нужны здесь, а не в Палестине. И само собой разумеется, наиболее сильное неприятие «социалистический сионизм» вызвал у коммунистов российских: рабочий класс Российской империи составлял сравнительно небольшую долю населения, и далеко не все российские рабочие были профессиональными революционерами, — а тут ещё появлялось дополнительное основание для раскола внутри непосредственно революционных сил.

«Сионистская опасность», как полагали вожди русского рабочего класса, требовала решительного отпора, — и вот отсюда, собственно, и выросла та самая ленинско-сталинская критика сионизма. Сейчас, зная, чем всё кончилось, можно отметить, что она была если и не была совсем ошибочной, то, во всяком случае, многого не учитывала: разбросанные по значительной территории и слабо связанные друг с другом еврейские общины, конечно, не составляли единой нации, — именно на этом основывалась большевистская критика сионизма, — но их образ жизни, их историческая склонность к замкнутости, дополненная исторически сложившимся отношением к этим общинам со стороны окружающего населения (зачастую враждебным)... всё это создавало очень существенные предпосылки именно для возникновения единой нации, а не для «растворения» еврейских общин среди окружающего населения. Именно эти предпосылки и были использованы, — успешно, — сионистским движением, организовавшим массовый выезд европейских и американских евреев в Палестину; где эти иммигранты, под идейным и организационным руководством сионистов-социалистов, начали пытаться строить социализм для себя. С сельскохозяйственными коммунами (израильские «кибуцы» нередко сравнивают с колхозами, что неправильно, поскольку в «кибуцах», создававшихся строго «снизу» и на идейной основе, степень обобществления хозяйства всегда была гораздо выше, чем в советских колхозах) как основой сельского хозяйства, поголовным объединением городских рабочих в профсоюзы («Гистадрут»), всеобщим вооружением народа (без этого было никак, о чём ниже) и так далее.

Беда «социалистического сионизма» состояла в том, что евреев-иммигрантов было сравнительно мало... а пригодная для жизни часть Палестины была, к тому времени, заселена многочисленным (и растущим) арабским населением. О британском империализме, получившем во владение Палестину по итогам Первой Мировой войны, пока можно даже не вспоминать; и без него евреи-иммигранты оказались, — и обречены были оказаться, — не просто во враждебном окружении, но в положении, когда на счету каждый штык. Возможно, критику сионизма стоило бы основывать именно на этом, именно на это делать смысловое ударение... но и в России, и в Европе вообще она оказалась выстроена на националистической основе: критики сионизма исходили, прежде всего, из интересов своего национального рабочего движения (русского, польского, немецкого и так далее), — которое могло потерять ценный актив в лице рабочих-евреев, — не особо заботясь о собственно еврейском рабочем движении; поэтому евреев убеждали в том, что они не являются нацией, — вместо того, чтобы предупредить об опасности, с которой обречён был столкнуться «социалистический сионизм». Упрекать их за это вряд ли можно... вряд ли можно было бы, если бы всё не закончилось так, как закончилось. Я, однако, отвлёкся.

Итак, еврейское рабочее движение в Палестине оказалось в положении, когда на счету каждый штык. А среди евреев, «загоревшихся» идеей «построения-восстановления» государства в Палестине, между тем, были не только социалисты; встречались среди них и такие, которые считали, что «социалистические рабочие заморочки» будущему еврейскому государству вообще не нужны, — а надо строить в Палестине «обычное» буржуазное государство, как у всех цивилизованных наций... или, говоря иначе, как у прочих народов. Первоначально таких уродов среди сионистов было мало, на них почти не обращали внимание, и они бы не сыграли в истории никакой роли, — но, повторюсь, еврейское рабочее движение в Палестине оказалось в положении, когда на счету каждый штык. И потому евреям-социалистам пришлось терпеть рядом с собой евреев-фашистов, создавших вооружённые формирования «Иргун» (условно умеренные) и «Лехи» (про «Банду Штерна» я уже когда-то рассказывал). Толком не умея воевать, — а зачем учиться военному делу тем, для кого индивидуальная свобода превыше всего, — «либеральные сионисты» ещё до Второй Мировой войны отличались террористическими вылазками против мирного арабского населения (из-за чего и без того непростые отношения между евреями и арабами в Палестине накалялись ещё сильнее, а военное столкновение становилось неизбежным), в годы Второй Мировой войны вступили в неравный бой с войсками Антигитлеровской коалиции («Лехи» просто не прекращала свою борьбу, «Иргун» сдерживался вплоть до 1944 года, но затем тоже открыл второй фронт)... евреев-социалистов поведение фашистов очень раздражало, и временами «либеральных сионистов» даже колотили (Операция «Сезон»), — но добить не могли, потому что, ещё раз повторю, на счету был каждый штык.

Справедливости ради: идеализировать «левых сионистов» оснований нет. Нельзя сказать, что вот, были «белые и пушистые» (точнее, красные и пушистые) иммигранты-социалисты, мирно пахавшие палестинскую землю, — и было какое-то количество «либеральных уродов», которые всё испортили. Идея выезда евреев в Палестину, — где уже жили арабы, и терпеть рядом с собой вновь прибывших, а тем более «делиться» с ними землёй, не испытывали никакого желания, — изначально была «плохой», её осуществление само по себе создавало предпосылки для войны. Во время помянутой операции «Сезон» евреи-социалисты проявляли чрезвычайную жестокость к своим соплеменникам-«либералам», — можно только догадываться, как строились их взаимоотношения с арабами. Что же до руководителей еврейского рабочего движения, то к заключению небезызвестного соглашения «Хаавара», — в своё время сильно улучшившего экономическое положение Нацистской Германии, — приложили руку и они тоже (в частности, Леви Эшколь). Но...

Так или иначе, после Второй Мировой войны международное сообщество согласилось с тем, что еврейское государство в Палестине имеет право на существование. Первоначальный «план раздела Палестины», принятый ООН, — о котором сейчас очень многие любят вспоминать, — был неосуществим... хотя бы в силу того, что арабская община не собиралась терпеть еврейское государство в Палестине ни в каком виде. Вопрос: «Чья Палестина?», — по всей видимости, изначально мог быть решён только военным путём (международное сообщество могло лишь встать на одну из сторон или устраниться, но предотвратить столкновение никакой возможности не было), а деятельность «либеральных сионистов» сделала неизбежной именно войну на уничтожение, исключив всякую возможность решить дело «малой кровью».

Опять справедливости ради: как не стоит идеализировать евреев-социалистов, приехавших осваивать Палестину, — так не стоит идеализировать и арабов, массами которых овладела идея «сбросить евреев в Средиземное море»... и до сих пор владеет. Евреи-иммигранты могли попытаться выстроить своё государство на любом клочке Палестины, — даже самом малом, даже пустынном, — арабская масса не потерпела бы этого. И поскольку некоторой массой евреев овладела идея «создать государство на земле предков», а некоторой массой арабов овладела идея «сбросить еврейских пришельцев в море», — военное столкновение стало неизбежным.

Собственно, их, военных столкновений, состоялось за прошедшее с 1948 года, когда было провозглашено создание государства Израиль, время не одно, — и заканчивались они все одинаково. Остаётся лишь выяснить, сколько ещё арабов должно погибнуть (статистика показывает, что евреев в этих боях гибнет в разы меньше) для того, чтобы ответ на вопрос: «Чья Палестина?», — уяснили себе все.

Мой рассказ, однако, о другом, — о том, как и из-за кого существование еврейского государства превратилось в кошмар. Лёгкой жизни у него быть не могло, но... в общем, в 1948 году «сионисты-социалисты» обзавелись-таки своим государством, которое признавал почти весь мир. Самым первым из государств тогдашнего мира Израиль, кстати, признал... Советский Союз. В первые годы существования Еврейского государства СССР оказывал ему всяческую поддержку, что было объяснимо: раз уж уехали...

«Охлаждение» началось в последние годы, — точнее, месяцы, — жизни Сталина. Согласно господствовавшей в среде советской интеллигенции версии событий, — которая затем была взята на вооружение буржуазной пропагандой, — оно было связано с тем, что Сталин, якобы, собирался по-своему «окончательно решить еврейский вопрос»... выслав всех советских евреев на Дальний Восток, то ли в Еврейскую Автономную Область, то ли ещё куда-то. Почему, — если Сталин собирался то ли «выкинуть» евреев из советского общества, то ли уничтожить их всех, — Иосифу Виссарионовичу было просто не поспособствовать выезду всех советских евреев в Израиль (под арабские пули)... на этот вопрос буржуазная пропаганда ответа не даёт, ибо зачем много думать над трудными вопросами тем, для кого индивидуальная свобода превыше всего. Ей, буржуазной пропаганде, просто нужно придать антисемитский привкус «Делу врачей»... и, тем самым, скрыть классовый смысл этого «Дела». Но нужно понимать: антисемитский привкус этот целенаправленно создавался ещё во время самого этого «Дела», ещё до его закрытия. В последние годы, — а особенно в последние месяцы, — жизни Сталина определённые силы в СССР начали проводить определённую работу с еврейской общественностью; учтите, товарищ Читатель, что вскоре после смерти Сталина новое советское руководство объявило государство Израиль врагом, и стало оказывать значительную военную поддержку «арабским социалистам», пытавшимся всё-таки «сбросить сионистов в Средиземное море»... примите в расчёт, что эти «арабские социалисты», от Героя Советского Союза египтянина Насера до (почему-то так и не ставшего Героем Советского Союза) иракца Хусейна, вовсю резали арабских коммунистов... вспомните о том, что наибольшего накала «Борьба с Сионизмом» в СССР достигла при раннем Горбачеве... и Вы, надеюсь, многое поймёте.

В общем, после смерти Сталина Израиль оказался на «американской стороне» Холодной войны, — это что касается внешней политики. А во внутренней политике, говоря коротко, «социалистическое строительство», развёрнутое «левыми сионистами», зашло в тупик... то есть, они построили весь «социализм», какой можно построить в буржуазном обществе. Дальше нужно было или делать как в СССР, — но это было невозможно, — или... «сионисты-социалисты» пошли по-другому пути, пути внутренних дрязг и «войн компромата». Идиотизма в картину политической жизни Израиля «после Сталина» добавляло то, что в изначально сугубо светском государственном проекте всё большую роль играла религия: принцип «каждый штык на счету» отразился и на государственном строительстве, в израильский парламент пускали всех, кто пользовался хоть какой-то общественной поддержкой (даже «просоветские коммунисты» всегда имели там хоть один мандат), — и, в итоге, у фундаменталистских сил, за которые голосовало очень небольшое число избирателей, раз за разом оказывалась «золотая акция», правительственные коалиции без них не складывались... а условием своего вступления в эти коалиции «религиозные партии» ставили придание тем или иным религиозным нормам силы закона; соответственно, «синоистам-социалистам», с определённого времени, пришлось собственными руками превращать своё государство в «теократию».

Соответственно, влияние недобитых фашистов, — костяк которых составляли ветераны Второй Мировой войны из «Иргуна» и «Лехи», — стало расти. Но, всё же, оно оставалось довольно ограниченным, пока... 

В конце 60-ых годов Израиль накрыла новая волна иммиграции («алия») восточноевропейских и советских евреев. Помимо СССР («Из 259 500 евреев, покинувших СССР в 1967-82 годах, около 161 000 прибыли в Израиль»), одним из основных поставщиков новых израильтян стала Польша, где местные «борцы с Культом Личности и его последствиями», в конце концов, пришли к выводу, что наилучшем способом указанной борьбы является еврейский погром. И... я понимаю, что сейчас многие обидятся, но давайте называть вещи своими именами: многие из прибывших в Израиль из Восточной Европы в 70-ые годы прошлого века просто-напросто не были людьми. К сожалению, среди людей, — совершенно независимо от национальности, — встречаются скоты... вот и среди советских евреев было определённое количество скотов. В силу своих скотских жизненных установок они никак не могли обустроиться в СССР, — в чём они сами, разумеется, винили своё еврейской происхождение, а как иначе, — и то же самое скотство они потащили и в Израиль, потому что больше им тащить было нечего. Обнаружив, по прибытии, вокруг себя «тот же Совок», эти существа, внешне похожие на людей, естественно, были очень недовольны, и при первой же возможности начали менять мир, благо в Израиле им была предоставлена куда большая, чем в СССР, свобода выбора.

В итоге, парламентские выборы 1977 года дали, наконец, большинство в израильском Кнессете объединению «правых» партий «Ликуд». Главой правительства тогда стал Менахем Бегин, ветеран «Иргуна»; в 1986 году на ту же должность прорвался Ицхак Шамир, ветеран «Лехи». Собственно, с тех пор все «левые» правительства в Израиле отличаются крайней неустойчивостью, — а вот неонацисты свою политику проводят без особых препятствий. Им есть, на кого опереться, — поток носителей скотских жизненных установок с «постсоветского пространства» не ослабевает, и сами эти установки в своих носителях почему-то не ослабевают.

А теперь — самое любопытное; пора уже переходить к сегодняшнему дню, в конце концов: «Движение было основано 14 или 15 декабря 1987 года, вскоре после начала Первой палестинской интифады, на базе отделений египетской организации Братья-мусульмане и Палестинского исламского джихада в секторе Газа, признанных террористическими организациями в ряде стран. Духовным лидером движения стал шейх Ахмед Ясин, с детства прикованный к инвалидному креслу. Изначально движение рассматривалось Израилем как конкурент Организации освобождения Палестины (ООП) Ясира Арафата. Благотворительная и религиозная деятельность будущего лидера ХАМАС Ахмеда Ясина, основавшего на занятых Израилем в 1967 году территориях исламскую благотворительную организацию «Муджама аль-Исламия» (основана в 1978 году), поощрялась израильской военной администрациейЭта организация, ставшая предтечей ХАМАС, получала финансирование от Израиля, а также Израиль позволил ей получать пожертвования из арабских стран Персидского залива. Организацией была создана сеть школ, больниц, детских садов и Исламский университет в Газе. В то же время деятельность активистов, включавшей в себя левые нерелигиозные движения ООП, в то время использовавшей террористические методы против Израиля и евреев, жестоко подавлялась. По словам родственников одного из основателей ХАМАС Аззама, ХАМАС пользовался поддержкой не только Израиля, но и организации ФАТХ, получавшей помощь от Советского Союза. Однако в заключительный период Афганской войны (1979—1989) добровольцы ХАМАС успешно действовали против советских войск в Афганистане, что имело резонанс на Ближнем Востоке. В результате на оккупированных территориях Палестины резко усилились радикальные исламские настроения, которые ранее не были распространены в палестинском обществе (в котором преобладали националистические, умеренно исламистские или даже левые взгляды), и ХАМАС приобрёл популярность. Уже в те времена между исламистами ХАМАС и сторонниками ООП на территориях Газы и Западного берега нередко происходили стычки, в которые Израиль не вмешивался. Впоследствии в 1988 году ООП официально отказалась от террористических методов, а в 1993 году между ней и Израилем были подписаны Соглашения в Осло. ХАМАС же, наоборот, примерно в этом году начал террористическую деятельность, а Соглашения в Осло признать отказался. В связи с этим бывший чиновник отдела по борьбе с терроризмом Государственного департамента США Ларри Джонсон[en] (англ. Larry C. Johnson) высказал мнение, что «Израильтяне напоминают того парня, который поджигает себе волосы, а затем пытается потушить огонь ударами молотка», «они делают больше для того, чтобы спровоцировать и поддержать терроризм, чем для того, чтобы сдержать его»». Понятно?

Поскольку кто-то мог не уследить за руками, поясню. Неонацистским правительствам Израиля, — и, в особенности, избирателям, которые эти правительства поддерживали, — крайне не нравился Советский Союз и всё, что было хоть как-то с ним связано. Поэтому, в частности, в пику «просоветской» Организации освобождения Палестины они вырастили на территории Палестины фундаменталистское движение «ХАМАС», — с которым теперь «борются».

Комментариев нет:

Отправить комментарий