воскресенье, 12 апреля 2015 г.

#ОкнаОвертона , стало быть... #фашизм #фашисты #наци #ДетскийМир #символика #путинизм #ДеньПобеды

На сайте информационного агентства "Regnum" появилась занятная статья про "окна Овертона". Посвящена она, главным образом, "Украинскому кризису", - но есть там и "просто про Россию". Вот: "В качестве аналогичных приемов расширения «окна Овертона» в России можно напомнить два информационных скандала — вопрос телеканала «Дождь» о возможности сдачи Ленинграда фашистам с целью предотвращения массовой гибели людей и сравнение Шендеровичем российской олимпийской чемпионки с офицером СС. Это два типичных случая первой стадии «окна Овертона» — попытка вывести тему из зоны табу (греха) и попробовать ее пообсуждать. Если только общество соглашается на этот первый шаг, остальные стадии уже запрограммированы. Общество уже проиграло. Однако ответная жесткая реакция российского общества на эти два выпада мировой закулисы по размыванию российской идентичности общества показала, что оно не готово обсуждать эти темы как явно кощунственные и оставило их в зоне табу". Прочитал я это, подумал... и не могу согласиться с Баранчиком (это - фамилия автора статьи), - хотя и понимаю, почему он написал именно то, что написал, привёл именно такие примеры.

Совсем недавние события, - если даже не вспоминать о временах, когда в России вполне свободно выходили книги и снимались телепередачи на темы "Сталин мало чем отличается от Гитлера" и "С генералом Власовым не всё так однозначно", - позволяют взглянуть на проблему "вывода фашизма из зоны табу в России" совсем по-другому.

"Овертон показал, как в течение некоторого времени, используя определенные технологии манипулирования общественным мнением с помощью центральных СМИ, можно незаметно для любого общества расширить область приемлемого и, соответственно, сузить область греха (табу). Согласно теории Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует т.н. окно возможностей, которое постепенно сдвигают, незаметно для общества переходя от одной стадии десакрализации той или иной темы к другой, уже более приемлемой. Движение становится для общества незаметным потому, что происходит растянуто, на протяжении нескольких лет, но при активной промывке мозгов СМИ. Первой стадией «окна Овертона» является перевод явления из области «немыслимое» в область «радикальное». Берётся любое явление, которое категорически не приемлется обществом, находится в зоне греха или табу (...) Незаметно для общества на каком-нибудь конкретном и общественно раскрученном примере (скандале или серии запрограммированных событий) одна из таких тем начинает активно обсуждаться, ставя при этом вроде благую цель — а что в том или ином явлении такого плохого, запретного, что оно находится в зоне табу или греха? Почему это делать нельзя? Мы же видим, что, например, вот эти люди это делают, они при этом счастливы и никого не задевают?", - пишет Баранчик. И, - повторюсь, без экскурсов во времена "лихих девяностых" (и начала "нулевых", - когда патриотизм всё ещё был, для телевидения, "прибежищем негодяев"), - смотрим на недавние события в России. Вот, например, осенью прошлого года (в районе 1 сентября, в начале учебного года) возникла "общественная дискуссия" по поводу "школьных дневников с Гитлером". Поднялась волна насчёт "пропаганды фашизма", - а потом буржуазная "прокуратура" никакого экстремизма не нашла; его и не было, экстремизма-то, не было пропаганды фашизма, - но волна поднялась, возникло "общественное возмущение", а потом оказалось, что "никакого экстремизма". И чем это, собственно говоря, не успешный "перевод явления из области «немыслимое» в область «радикальное»"?

Дискуссия про "дневники с Гитлером" почти не попала "в телевизор", - а вот теперь возникла новая, на ту же тему. В конце марта в Москве, после длительной реконструкции, открылся магазин "Детский мир" на Площади Дзержинского (он сейчас немного по-другому называется, как и площадь, но не в том суть), - и это широко освещалось крупнейшими буржуазными (в том числе государственными) СМИ. А буквально через несколько дней москвичи, смотрящие телеканал "Россия 1", могли увидеть вот такой репортаж: "Фашисты в центре Москвы: в детском магазине торгуют фигурками эсэсовцев" (через некоторое время с сайта "Вестей" этот материал был удалён, видео пока ещё можно посмотреть вот в этом выпуске "Вестей - Москва"). Остальным россиянам про "фашистов в Детском мире" позже рассказал телеканал НТВ. В общем-то, сразу можно было заметить некоторую натяжку, - все музеи, где хоть как-то затрагивается тема Великой Отечественной войны (о музеях, полностью посвящённых войне, нечего и говорить), под завязку наполнены "публично демонстрируемой нацистской символикой" (в том числе и "фигурками" солдат немецко-фашистской армии, - иногда даже в полный рост), а художественный фильм "Семнадцать мгновений весны", где в форме различных фашистских формирований и учреждений "публично" расхаживают популярные советские актёры, из года в год демонстрируется центральными телеканалами аккурат ко Дню Победы (документальный фильм "Обыкновенный фашизм", где публичная демонстрация фашистской символики перемежается цитатами из книги Гитлера "Моя борьба", которая в России, если мне память не изменяет, признана экстремистским материалом, в последнее время показывают реже... любопытно, почему?), - но дело не в этом... дело в том, что снова поднялась "волна общественного возмущения". Только теперь уже она выплеснулась на телеэкраны, иностранцы подивились "фанатичному антифашизму" русских, были официально выдвинуты обвинения в "экстремизме", - и... пока непонятно, что "и", но "голоса разума" уже раздаются (из окружения "национального лидера"): "Астахов заступился за нацистских солдатиков".

А теперь вернёмся к статье Баранчика: "Вторая стадия разворачивания «окна Овертона» — с одной стороны, создание эвфемизма и замена первоначального смысла табуированного (греховного) явления (или придание первоначальному слову другой, новой, положительной смысловой окраски), с другой, нахождение исторического (известной личности или события) прецедента, который бы оправдывал в глазах части общества данное явление, типа, «ну что тут говорить, мы все не без греха». На третьей стадии, «после того как предоставлен легитимирующий прецедент, появляется возможность двигать „окно Овертона“ с территории возможного в область рационального». На этой стадии происходит дробление прежде единой и цельной проблемы (греха, табу), с одной стороны, на множество видов и подвидов — одни из которых очень ужасны и недопустимы, а другие даже вполне допустимы и милы, с другой, на множественность точек зрения на данную проблему, когда по крайним флангам расставляются нерукопожатные радикалы, но которых высокоразвитое общество должно терпеть, и вполне респектабельные фронтмены, которых принимают в лучших домах «Парижа и Лондона»". И - опять смотрим на Россию. Есть для путинской России "плохие фашисты"? Конечно - например, пресловутый украинский "Правый сектор", про который так много говорят по телевизору. Но... нет ли для путинской России "хороших фашистов"? Есть; недавно в Ленинграде целый съезд таких собрался; и эвфемизм для этого "хорошего" "подвида" неонацистов уже придуман, - они называются "консерваторами" ("Международный русский консервативный форум"). Исторический прецедент же, - вот он, создаётся в режиме реального времени: "европейские консерваторы" поддержали позицию России по Крыму, поддержали "политику Путина по спасению крымчан от украинских фашистов-бандеровцев".

Далее: "На четвертой стадии разворачивания «окна Овертона» происходит легализация ранее запретной темы, явления — оно становится главной темой ток-шоу и новостных выпусков, людей погружают в обсуждение этой темы, тем самым создавая привыкание. К пятому этапу движения «окна Овертона» переходят, когда тема в обществе разогрета до такой степени, что ее можно перевести из категории популярного в сферу актуальной политики. "На этой стадии «начинается подготовка законодательной базы. Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени». Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников того или иного табу и желающих легализовать этот грех. «Это фирменное блюдо либерализма — толерантность как запрет на табу, запрет на исправление и предупреждение губительных для общества отклонений. Во время последнего этапа движения окна из категории „популярное“ в „актуальную политику“ общество уже сломлено. Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом уже общество сломлено. Оно уже согласилось со своим поражением»". В путинской России... "Фашизм на Украине" давно стал основной (одной из основных) темой ток-шоу и новостных выпусков, - а под соусом борьбы с этим самым "Фашизмом на Украине" в общественное мнение потихоньку-помаленьку вбиваются мысли, что "Нет Путина - нет России" (сам "национальный лидер", пока, публично осаживает своих слишком ретивых "почитателей", - но идея в общественное мнение вброшена, и даже обсуждение идёт) и, соответственно, "Друзья Путина - друзья России" (даже если эти "друзья"... как бы это сказать помягче... "ультра-консерваторы"), а "Враги Путина - враги России". И вот уже московские полицаи разгоняют антифашистский пикет Объединенной Коммунистической партии, - а "общество"... недовольно ворчит, и не более того (все понимают, что полицаи "перестарались", - но, с другой стороны, ОКП же находится в оппозиции, её активисты участвовали в "Болотных" мероприятиях... значит, можно).

Комментариев нет:

Отправить комментарий