Гонения на веру и грубое давление на прихожан и духовенство канонической УПЦ осудили в Госдуме. Киевский режим, по сути, поддерживает криминальную активность раскольников и неонацистов, говорится в заявлении депутатов. Силовые захваты и погромы в храмах, нападения на верующих. Клирики и миряне УПЦ подвергаются на Украине не просто дискриминации, а моральному и физическому террору. Российские парламентарии призвали зарубежных коллег не закрывать на этого глаза и занять принципиальную позицию
В связи с этим заявлением уважаемого российского парламента есть, как представляется, смысл прояснить каноническое положение Украинской Православной Церкви (бывшей Украинской Православной Церкви Московского Патриархата). Дело в том, что... не так тут всё просто, как многим кажется. Заранее прошу у верующих прощения, если вдруг изложенное ниже оскорбит чувства кого-либо из них (я ничьи чувства оскорбить не хочу), но надо разобраться.
С точки зрения неправильных канонов православия, которыми руководствуется, в частности, Константинопольский Патриархат, Киев и Украина являются частью канонической территории именно этого патриархата; соответственно, канонической церковью на этой территории является церковь, "подчиняющаяся" (строго говоря, та церковная организация, о которой идёт речь, является автокефальной, то есть Константинополю как бы не подчинена, но, в то же время, своего патриархата в Украине нет) Константинопольскому Патриархату, - Православная Церковь Украины.
Но так, как изложено выше, повторюсь, обстоит дело лишь с точки зрения неправильных канонов православия, которые противоречат Национальным Интересам Российской Федерации. С точки зрения же правильных, соответствующих Национальным Интересам Российской Федерации, канонов православия, Томос, выданный Константинопольским Патриархатом в 1686 году (и отозванный Константинопольским Патриархатом в 2018 году), - переведший Киевскую митрополию из подчинения "Константинополю" в подчинение "Москве", - не подлежит пересмотру либо отмене никогда и ни при каких обстоятельствах... и, соответственно, Украина является частью канонической территории Московского Патриархата. Из этих правильных канонов, казалось бы, вытекает каноничность УПЦ, но...
27 мая 2022 года "Собор УПЦ принял решение о полной самостоятельности и независимости"; УПЦ вышла из подчинения Московскому Патриархату и, отдельно, "Собор также выразил несогласие с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно спецоперации на Украине". В Московском Патриархате это решение, насколько мне известно, признано не было, - но руководство УПЦ настаивает на своём: "В УПЦ совершили первый с 1917 года чин мироварения". При этом, своего патриархата УПЦ, провозгласив независимость, не создала, её руководитель митрополит Онуфрий по-прежнему числится митрополитом... и тут, собственно, возникает главный вопрос. Киевский митрополит Епифаний из ПЦУ - он как бы митрополит от Константинопольского Патриархата; а киевский митрополит Онуфрий из УПЦ - он, собственно... чей? Я, конечно, в канонах православия ничего не смыслю, но кое-какие книжки читал, и из них помню, что "вольный" епископ существовать и действовать может (чтобы человек стал епископом, "теоретически достаточно" рукоположения, а дальше он может даже "свою" церковь-епархию вокруг себя собрать), а вот "вольный" митрополит без патриарха... на Руси, во всяком случае, насколько мне известно, так никогда не было.
Однако всё это, собственно говоря, чистая теория. Официальная позиция нашего уважаемого государства изложена не раз и не два; согласно ей, УПЦ - единственная каноническая церковь на территории Украины, а митрополит Онуфрий, соответственно, - (канонический) глава Канонической УПЦ ("Глава УПЦ помянул патриарха Кирилла в литургии как глава независимой церкви", "Воскресную службу в Киево-Печерской лавре провел глава канонической Украинской православной церкви"). Как такое возможно, - непонятно... но в ходе уважаемой Специальной Военной Операции часто складывается такое положение, когда "простым" людям лучше лишний раз не напрягаться. У нас "наверху", в конце концов, есть достаточно много знатоков канонов, - им и думать, им и решать.
Главное - всегда помнить о Национальных Интересах Российской Федерации. Если какие-либо изменения положения УПЦ ("В Прощёное воскресенье в донецких храмах перестали поминать митрополита УПЦ", "Синод канонической Украинской православной церкви (УПЦ) из-за невозможности участвовать в заседаниях вывел из числа своих членов митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, епархия которого перешла в русскую православную церковь") им соответствуют, - то они, с высокой вероятностью, соответствуют и канонам; а вот если не соответствуют, - то тогда, с высокой долей вероятности, речь может идти о гонениях на веру, терроре и прочих нехороших вещах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий