суббота, 13 апреля 2024 г.

У нас будет свой #Интернет , советский

Решил продолжить разговор о цифровом суверенитете, — вопрос этот мне представляется очень важным. В особенности из-за того, что о нём предпочитают не думать... а предпочитают о нём не думать из-за того, что думать об этом страшно.

Не является большой тайной то, что революционеры прошлого собирали бомбы, — самостоятельно, используя в том числе и свои собственные наработки. Это умение может понадобиться и революционерам будущего, — особенно на Западе, где поднимает голову Неонацизм (но, конечно же, НЕ в нашем уважаемом государстве, в нашей Российской Федерации, где народ достиг невиданных высот процветания, а у всех революционеров появилась Великая Возможность проявить себя, участвуя в нашей уважаемой Специальной Военной Операции и, соответственно, революционной трансформации всего мира), — но наряду с ним революционеру будущего понадобится ещё и умение «собрать» вычислительную сеть. Причём «собрать», что называется, «с нуля», — начиная от физической сборки компьютера или смартфона («железа»), через подбор и протягивание проводов (или налаживание связи без проводов), и вплоть до написания «собственных» операционных систем.

Понятно, что это — гораздо труднее, чем заучить какое-то количество цитат из работ Маркса, Ленина, Сталина или Троцкого... и намного труднее, чем, заучив «нужные» цитаты, «агитировать» рабочих или студентов ради самого процесса агитации... Собственно, поэтому я и говорю, что думать об этом страшно; и я сейчас даже не столько о других, сколько о себе самом, — я-то, как «чистый гуманитарий», для такой работы малопригоден... но речь не обо мне, речь о том, что и как надо. Пока коммунисты не будут способны «сделать свой Интернет», — они останутся в зависимости от нынешних «хозяев мира», постепенно превращаясь из революционеров в сетевых болтунов... или, в лучшем случае, в приспособленцев, которые будут делать (и смогут сделать) только то, что «хозяева» разрешат.

К слову, эта задача, — создание «своего Интернета», — будет возникать в ходе не только социальной, но и национально-освободительной борьбы. «Национально-освободительная борьба», по итогам которой ведущая её страна остаётся в полной зависимости от «западных» информационных технологий — это... какая-то странная национально-освободительная борьба. 

Понятно, что ещё более страшной для всех, кто когда-либо задумывался об этом (а мне кажется, что задумывались об этом многие, только предпочитали гнать от себя такие мысли), такую задачу делает уже имеющийся провальный советский опыт. Который, вообще-то, совсем провальным не был; в СССР разрабатывались и собственные вычислительные машины, и проект создания собственной общегосударственной компьютерной сети, но... как раз тогда, когда дело подошло к созданию вычислительных машин для обычных людей (персональных компьютеров), советские инженеры-новаторывырвавшиеся из «сталинских шарашек», одарили советский народ очередной булкой из еловых шишек в виде ЕС ЭВМ. На чём, собственно, развитие вычислительных машин, — развитие в сторону «простых людей», «лабораторные» вычислительные машины продолжали совершенствоваться и совершенствуются по сей день, — в СССР закончилось; очень талантливые советские программисты, работая здесь, могли выдать только «Тетрис» или какое-нибудь другое подобное средство убийства времени... и, конечно же, мечтали оказаться на Западе. 

Потом границы открылись, — и самые подвижные из них, уехав в «края мечты», попали в... «шарашки», только не «сталинские», а капиталистические, где вместо вышек с «вертухаями» был свободный рынок (тех, кто не мог сделать что-нибудь, приносящее прибыль «хозяину», очень быстро выбрасывали на помойку... в Советском Союзе такое не практиковалось). Там, в «западных шарашках», этих «новаторов» заставили работать, — но к прогрессу здесь это не привело: широкое проникновение Интернета сделало развитие «национальных» вычислительных сетей «ненужным» (имевшиеся локальные компьютерные сети постепенно «отмерли»), советская традиция продолжала предписывать кормление «ценных специалистов» вне зависимости от достигаемого (именно «специалистов по информационным технологиям» дикий рынок затронул гораздо слабее, чем рабочих и «простых» инженеров, их поддерживали до последнего, им при малейшей возможности давали шанс), а мечтой для действительно ценных специалистов продолжал (и продолжает по сей день) оставаться отъезд на Запад, где за то же самое платят больше.

Впрочем... кое-какую работу «дикий рынок» сделал и здесь: ни о каком «своём Интернете» в России речи не шло, зато в первые годы нынешнего века возникла и укоренилась «суверенная надстройка» — поисковая система «Яндекс» обыгрывала в конкурентной борьбе американскую «Гугл», социальные сети «Одноклассники» и «В контакте» были намного популярнее американской «Фейсбук» (ныне запрещена на территории Российской Федерации как актив экстремистской корпорации «Мета»)... даже «Рутуб», тогда ещё не принадлежавший «Газпром-Медиа», не без успеха конкурировал с «Ютубом», который тогда ещё не принадлежал «Гуглу». Но затем... сперва президент Медведев, который, было время, загонял чиновников в «Твиттер» (теперь эта социальная сеть называется «X», на территории РФ заблокирована), открыл дорогу в Россию американским социальным сетям и не только; а потом наше уважаемое государство решило, что в русскоязычном Интернете как-то многовато свободы; теперь местная «суверенная надстройка» стала, в значительной мере, государственной, — и удерживается на плаву силой государства. И судя по тому, как «развивается», например, мессенджер от «Обновленного Контакта» (про «Яндекс.Мессенджер» я вообще молчу... а есть и такое), — можно предположить, что среди российских «специалистов по информационным технологиям» есть люди, которые могут повторить «прогрессивный» опыт «ЕС ЭВМ»; и пока в качестве «Ай-Би-Эм» у них «Телеграм» репрессированного Дурова, но дальше всякое может быть...

Впрочем, я отвлёкся. Так или иначе, создание «национальных» вычислительных сетей — это сейчас, в век Интернета, является важной задачей национально-освободительной борьбы. «Свои» компьютерные сети нужны не для «замены» Интернета, а для того, чтобы дополнить его; не для того, «защиты» от чужого мнения, — а для того, чтобы всегда иметь возможность высказать своё.

Комментариев нет:

Отправить комментарий