воскресенье, 15 декабря 2024 г.

Последняя жертва Сталина

Сразу поясню: речь не о жертвах сталинского террора, — хотя о них тоже придётся говорить, как без этого, а о тех жертвах, которые приносил сам товарищ Сталин. О самопожертвовании Иосифа Виссарионовича, — последнем самопожертвовании, которое растянулось на много десятилетий.


Так вышло, что сначала у меня в голове просто стали появляться соответствующие мысли, — без особого повода, — а потом возник мощный информационный повод:

МОСКВА, 3 декабря. /ТАСС/. Глава СПЧ Валерий Фадеев выступил за перенос от здания ФСБ в Москве Соловецкого камня. Проходящие возле него акции носят не памятный, а политический характер, подчеркнул он в интервью РБК. По словам Фадеева, в День памяти жертв политических репрессий 30 октября никто не собирался у нового монумента на углу Садового кольца и проспекта Сахарова. В то же время на Лубянской площади было несколько десятков человек. Люди требовали создания большого памятника в Москве и он был создан, значит там и должны проходить сборы, подчеркнул глава СПЧ

Нарочно не смотрел, что говорили по этому поводу наши Иностранные Агенты, — но подозреваю, что в эмигрантских кругах (а возможно и среди местной либеральной общественности тоже) после этого выступления Фадеева поднялся дикий вой. Во всяком случае, сам Фадеев явно пытался зацепить эту публику, — и болевую точку выбрал умело.

Ну, а за криком боли: «Соловецкий камень под угрозой, кошмар, Совок возвращается!!!», — останется незамеченной очень важная мысль, которую высказал путинский защитник прав человека. Вот эта вот: «Они же требовали этого. Власть откликнулась, проявила антисталинистский характер и создала памятник по требованию этих людей. Но люди фактически проводят не акцию памяти, а акцию против сотрудников здания на Лубянке — ФСБ, КГБ, НКВД».

Кажется, что между современной Россией и современной Украиной нет ничего общего, — кроме линии фронта и состояния боевых действий (которые российские и украинские начальники даже называют совершенно по-разному). Но, тем не менее, есть ещё кое-что общее, и оно именно объединяет «верхи» двух «постсоветских» государств: тот самый антисталинистский характер. Украинское начальство, многое делая как при Совке, громогласно обвиняет россиян в «возрождении Совка» и «сталинизме», — а россияне, в свою очередь, нет-нет да и сравнивают со «сталинскими репрессиями» (а порой и «военным коммунизмом», под которым подразумевается то же самое) действия Украины и её союзников.

Антисталинистский характер — это то, что объединяет хозяев «постсоветского пространства» через три десятилетия после расчленения Советского Союза... и семь десятилетий после смерти Иосифа Виссарионовича. Но тем самым объединяются и те, кто находится во владении у этих хозяев. Воюя со Сталиным, как с живым, «постсоветские» правители, вопреки собственной воле, поддерживают существование советского народа как общности, — пытаясь вбить (порой небезуспешно) ненависть к Сталину всё новым и новым поколениям советских людей, всё мировоззрение которых продолжает быть неразрывно связанным с Советским Союзом, продолжает «крутиться» вокруг Советского Союза.

«Постсоветские» капиталисты за прошедшие десятилетия вполне успешно освоили большую часть «советского наследства», — одни громогласно объявили себя «правопреемниками СССР», другие потихоньку пользуются плодами «коренизации» и последовавшего за ней национально-культурного строительства (не забывая, разумеется, очень громко выражать обиду по поводу того, что «мало дали»); тут уже произошёл раздел, тут пошло суверенное развитие. «Сталинизм» — единственная часть «советского наследства», которую «новые хозяева» не могут освоить (хотя и пытаются обкусывать).

Комментариев нет:

Отправить комментарий