Прежде, чем рассказать о сути, мне придётся сделать небольшое отступление. Как уже отмечалось, в октябре 1993 года в России установился самодержавный государственный порядок, - но не простой, а "стыдливый", одетый в республиканские одежды. С 1993 по 2008 годы это были одежды "президентской республики"; однако принятая в 1993 году "конституция" ограничивает формальное пребывание "президента" в должности "двумя сроками подряд", грубо нарушать её или спешно менять правящая буржуазная клика не захотела... посему в 2008 году Путин, служащий у этого коллективного самодержца лицом, был отправлен на должность "премьер-министра" (председателя правительства), а на трон... ну, то есть, на место президента, был возведён "царь Симеон Бекбулатович", - умный, но предпочитающий лишний раз не высовываться Медведев. Предварительно была проведена "зачистка" в "оппозиционных" партиях, - из КПРФ прогнали "неотроцкистов", из "Яблока" исключили Навального и (несколько позже) Яшина, позволявшую себе некие вольности в 2005 году "Родину" слили с "Российской партией жизни", превратив в "Справедливую Россию". Наконец, на "парламентских выборах" 2007 года через список "Единой России" в как бы парламент было проведено довольно-таки значительное (по сравнению со всеми предыдущими "выборами") количество "видных" (прошедших строгий предварительный отбор) рабочих и крестьян. В общем, самодержавие сменило одежду, не меняя "конституции", - вскоре после вступления Медведева в должность Россия стала сильно напоминать "парламентскую республику", да такую, где "парламент" и "правительство" решают практически все вопросы, а "президент" лишь "символизирует национальное единство". Чтобы несколько отвлечь внимание общественности от таких почти революционных изменений, был усилен "правый поворот", начавшийся ещё в 2002 году: "президент" провозгласил, что "свобода лучше, чем несвобода", а его не располагающие настоящими полномочиями, но до крайности крикливые приближённые высоко подняли знамя "десталинизации".
Всё бы шло у правящей клики хорошо, - если бы не несвобода её от закономерностей общественного развития. Рабочее движение, переживавшее после 2000 года ощутимый спад (всплеск стачечного движения в 2004 - 2005 годах, - заслуга, главным образом, врачей, учителей и других интеллигентов-бюджетников; помимо них, особенно в 2005 году, в протестное движение чрезвычайно активно включились пенсионеры), в 2008 году стало нарастать. Причём, уже в 2009 году (Пикалево, остров Русский) стало понятно, что одними забастовками дело не ограничится. К тому же, в конце 2008 года российская экономика оказалась в кризисе, официальная просроченная задолженность по зарплате подобралась к 10 миллиардам рублей. В общем, когда осенью 2009 года Медведев вдруг заговорил о "продажных чиновниках и ничего не предпринимающих предпринимателях", - это прозвучало смешно, но и немного зловеще.
Российскому телевидению, волей-неволей, пришлось тоже пойти на некоторые уступки действительности. "Довольно уже кормить народ продуктами "культур-индустрии", которые он, к тому же, не принимает. Нужно предоставить ему немного Правды Жизни", - смекнуло, по всей видимости, начальство Первого канала. В качестве поставщиков правды жизни были (уж не знаю, с предварительными колебаниями или без оных) выбраны молодая (но уже достаточно хорошо известная, и даже титулованная) режиссёр Валерия Гай Германика и сценарист-"новодрамовец" Юрий Клавдиев. 11 января 2010 года произведение собранного ими творческого коллектива, получившее название "Школа", впервые появилось на телеэкранах.
Фильм Германики (или, если кому-то так больше нравится, Валерии Игоревны Дудинской), представлял собой жёсткое, а местами и грубое, но вполне честное изображение того, к чему, после всех потрясений и изменений 1993 - 2009 годов, пришли остатки советской школы: перманентная "революционная ситуация в отдельно взятом учебном заведении" (учителя ничему не могут научить, - ученики не горят желанием учиться), подсиживание друг друга и "заговоры" в "верхах", всепроникающая грубость (сочетающаяся порой, впрочем, с проявлениями настоящего товарищества, взаимовыручки, даже жертвенности) в "низах"; здоровой альтернативы не просматривается (да и откуда ей взяться в произведении, явно относящемся к критическому реализму; отмечу, что если бы вдруг Германика надумала сделать кино методом социалистического реализма, - оно, наверняка, получилось бы хорошим, только на Первом канале его бы не показали), хотя, если очень постараться, намёки на неё найти можно ("если всё показано отвратительным, - подумайте о том, что не показано"... или показано мельком).
В общем, вся тогдашняя оппозиция (в особенности "парламентская") получила, в качестве своеобразного новогоднего подарка, превосходный агитационный материал. Причём, критиковать можно было и антинародный режим (до чего страну довели), и начальство Первого канала (это вы, вы их такими воспитали), и сам творческий коллектив (почему здоровую альтернативу, в виде наших героических ребят-комсомольцев, так и не показали; я, правда, на правах бывшего СоКоМольца, могу сказать, что и очень хорошо, что не показали, - ведь этих "героев", со всей их "геройской" деятельностью, тоже пришлось бы показать честно, - но я это я, а с думской трибуны такая критика выглядела бы убедительно, кто-нибудь, глядишь, и поверил бы)... И вот до депутатов как бы парламента, ещё недавно провозглашавшегося "не местом для дискуссий", стало доходить, что что-то новое появилось в окружающей их действительности.
И тут... нужно сделать ещё одно небольшое отступление. "Герои девяностых", в 1998 - 2000 годах кое-как бунтовавшие против "государя", в первой половине 2000-ых годов вернулись на "царскую службу". В частности, вернулся туда и московский градоначальник Лужков. У начальства Первого канала с давних пор (ещё с того времени, когда первый канал назывался "Общественным российским телевидением" и принадлежал тогда крупному капиталисту-олигарху, а после эмигранту Березовскому) были напряжённые отношения с Лужковым, - к тому же, вероятно, на самом верху буржуазной государственной машины уже приходили в движение силы, добивавшиеся его отставки (отставка мэра, напомню, последовала в сентябре того же 2010 года). И решила тогда вся эта камарилья, что раз уж народу нужно дать немного правды жизни, - то направить её нужно в безопасное для буржуазного начальство русло. И был запущен слух, что "Школа", - это только про московскую школу и "до чего проклятый Лужок Москву довёл". Первой на это, очень оперативно, отреагировала Ларионова, начальница московского департамента образования; отреагировала предсказуемо: всё неправда, а если и правда, то всё равно никто ничего не докажет, так как все документы мы уничтожили. А потом... здесь нам самое время вернуться в здание Госплана СССР, где заседал в те зимние дни как бы парламент.
13 января 2010 года, ровно четыре года назад, на трибуну поднялся депутат от КПРФ Юрчик Владислав Григорьевич, человек с богатой политической биографией (в 2004 году - "семигинец"; по сей день, кажется, формально занимает должность сопредседателя Межрегионального объединения коммунистов, но фактически, судя по всему, прибился к "Коммунистам России"). Его выступление (http://kprf.ru/dep/74765.html) следует привести полностью (в скобках жирным шрифтом - некоторые необходимые пояснения):
На Первом телеканале начался показ многосерийного фильма "Школа". Кто посмотрел его первые серии (а именно, первые ДВЕ серии), убедился, что это спланированная диверсия против наших детей и молодёжи. Думаю, рано или поздно экономическое положение в стране исправится (так рано или поздно), а вот нравственно изуродованное поколение (двумя сериями) - это непоправимая трагедия страны. И кто за это ответит?Казалось бы, исчерпывающе сказал депутат Юрчик. Но это - только казалось, потому что показ ненавистного фильма на телеэкранах продолжался. Осознав, что в одиночку депутат Юрчик не справился, фракция "ведущей оппозиционной силы страны" бросила в бой свои лучшие кадры, во главе с заслуженной учительницей (а также доброй знакомой коммунистов Ленинграда и простых рабочих Пикалева) Плетневой. 20 января 2010 года на сайте КПРФ появился материал под заглавием "Чему учат в «Школе»? Парламентский запрос депутатов-коммунистов" (http://kprf.ru/dep/74994.html). Чтобы понять "чему учат в "Школе"", депутаты, правда, могли бы набраться терпения и досмотреть сериал до конца...
Не знаю, есть ли у тех, кто создавал и демонстрирует этот фильм, дети и внуки, но уверен ("уверен", - или "знаю"?), что миллионы отцов и матерей страны возмущены этой провокацией и ждут от парламента мер по защите своих детей и прекращению этого беспредела (речь о фильме идёт, прекращать беспредел в жизни Юрчик если и собирался, то только "рано или поздно").
Предлагаю на следующее заседание 15 января вызвать в Государственную Думу руководителя Первого канала (а почему не министра образования, - хотя бы чтобы подтвердил, что его область ответственности оболгана?), заслушать его объяснение и потребовать прекратить демонстрацию этого фильма, если мы не хотим получить мощную волну протеста и возмущения в нашей стране (а депутат-коммунист не хочет?).
Но терпеть и выжидать депутатам оказалось невмоготу, - и они разродились документом, который трудно расценить иначе, как донос. Полностью цитировать не буду, - но наиболее "вкусные" места приведу, вновь с некоторыми пояснениями: "С 11 января 2010 года по 1-ому каналу Российского телевидения демонстрируется 60-ти серийный фильм "Школа" режиссера В.Гай Германика, производство Профит "Красный квадрат", Россия 2009. 25-летняя режиссер В.Гай Германика уже известна по своим маргинальным фильмам о молодежи: "Все умрут, а я останусь", "Девочки" (...) Странно, что "Первый канал" решил отметить начавшийся "Год учителя" с дискредитации российских учителей, показав их в фильме беспомощными, маргинальными, которые, по воле случая, оказались в стенах школы [О нет, они, разумеется, оказались там вполне закономерно]. Они не читают книг, безвкусно одеваются, говорят на плохом русском языке и не понимают, что происходит в мире. Ученики в фильме представлены тупыми [неправда], агрессивными, пьют пиво, курят, дерутся, выражаются нецензурными словами прямо в школе, позволяют себе грубо разговаривать с учителями, попирают культурные и духовные ценности [странно, что депутаты-"коммунисты" не вспомнили о материальных ценностях, которые герои "Школы" тоже попирали, время от времени]. Как стало известно, глава столичного департамента образования Ольга Ларионова заявила, что показом фильма возмущены педагоги, родители и учащиеся [и депутаты-"коммунисты", разумеется, поверили прислужнице Лужкова на слово]. Глубоко убеждены, что фильм "Школа" подрывает моральные устои российского образования, дискредитирует авторитет учителей, является установкой к активным действиям низменного характера [уж не революцию ли депутаты от КПРФ так обозвали?], спланированной диверсией против наших детей и молодежи, делает весь негатив центром школьной жизни (...) Мы знаем прекрасные фильмы о школе, "Доживем до понедельника", "Большая перемена" и другие, которые имеют нравственный стержень, воспитывают достойных граждан [только одни из воспитанных на этих фильмах граждан в конце 80-ых - начале 90-ых занялись уничтожением социализма и Советской власти, а другие не смогли действенно сопротивляться]. Хорошо было бы создать подобные фильмы (...) Глубокоуважаемый, Дмитрий Анатольевич, в этой связи просим Вашей поддержки о запрете демонстрации фильма "Школа" на 1 канале РТ". Помимо Плентевой, под этим восхитительным документом поставили свои подписи... вожди "левого крыла КПРФ" Улас и Борис Кашин, они тоже оказались поклонниками буржуазного образования и его "моральных устоев", а также поборниками "авторитета учителей" (прививающих школьникам буржуазные воззрения); кроме них - будущий первый секретарь МГК КПРФ Рашкин, бывший член ГКЧП Стародубцев и "главный социолог партии", идеолог русского национал-социализма Обухов.
Казалось, дно достигнуто, - но на самом деле, до него было ещё далеко. Вскоре посчитал нужным высказаться отдельно один из подписантов, ростовчанин Коломейцев (тоже добрый знакомый ленинградских коммунистов): "Всё показанное в фильме (плохо показанное с профессиональной точки зрения) имеет место быть. Пьют, курят, дебоширят, хамят, - много чем занимаются наши школьники, воспитанные родным телевидением. Правда, это не мешает им в то же самое время учиться, переживать первые чистые и невинные любови (плотские утехи, как ни странно, идут параллельно, одно другому не мешает), открывать для себя новые горизонты, новые книги, приобщаться к высоким ценностям… Жить своей подростковой жизнью. Но нам показывают только жизнь ниже пояса (...) Во-первых, личность режиссёра. Она (личность, вернее, в данном случае её полное отсутствие) важна. Ничего кроме пускания пыли в глаза и выпендрёжа. Голые понты, как сказали бы герои сериала. Полная профнепригодность, много рекламы и промоушна и кровная принадлежность к «элите». Даже имя – чистый постмодернизм с дурацкой претензией. Такой же дурацкой, как пафосные названия фирм-однодневок начала 90-х: «Рубикон», «Сампо», «Форум»… Дурацкое имя, больше похожее на собачью кличку, дурацкая внешность «позаимствованная» у западного поп-идола Мэрилина Мэнсона… В общем, не режиссёр, а персонаж, которого лет 20 назад ни в одно приличное общество не пустили бы. И были бы абсолютно правы" (http://kprf.ru/crisis/edros/75040.html). Без комментариев.
Наконец, бой за "моральные устои" переместился в "Советскую Россию" (http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=56961). И если alexfroloff ещё пытался, прикрывшись творчеством Чехова (я просто подражаю), вести себя прилично: "Они бы, дорогой соседушка, вспомнили еще в качестве образца для нынешнего теле-, кино- и прочего шоу-бизнеса творчество Макаренко да Сухомлинского. Оно конечно, герои педагогики всегда отыщутся. Но о том не подумали защитники, что в наши времена рекомендуемые телевизионные «постановки» стали бы искажением и лакировкой действительности значительно более лживой и мерзкой, чем любой сериал, безобразный и безнравственный. Получилось бы кино о жизни на Луне, а правительства, как установил еще мой предок, не могут дозволить жить на Луне", - то его коллеги по редколлегии "независимой народной газеты" были непреклонны, опубликовав рядом с иносказаниями "выдающегося обозревателя" такую вот, с позволения сказать, критику сериала и его автора с классовых пролетарских позиций: "Германика продолжает творческую карьеру, по ходу дела наживая ребеночка [вот если бы сделала аборт, - тогда, видимо, "ревнители традиционных ценностей и моральных устоев" были бы довольны перестали бы, по крайней мере, ковыряться в личной жизни режиссёра] с опять же римским именем Октавия, папа, естественно, отсутствует (...) На самом деле не важно, о чем фильм, важно какой эффект он производит (...) Гениальная Германика, оказывается, за целый год так ничего нового и не сняла и не придумала, а выдает на-гора все тот же пафосно-шокирующий псевдоправдивый трэш (...) Меня еще просили ответить, а что можно предложить взамен сериалу «Школа»? Ничего заново снимать не надо. Такой сериал уже есть. И прошел он не на самом главном канале страны. И назывался он «Кадетство»"...
...Вот так, собственно говоря, и воспользовалась "лево-патриотическая оппозиция" подарком, который ей четыре года назад нехотя преподнёс Первый канал. Думаю, об этом не следует забывать.
ПРИМЕЧАНИЕ. Согласно Большой Советской Энциклопедии: "Германик (Germanicus) (15 до н. э. — 19 н. э., Антиохия), римский полководец, племянник императора Тиберия. В 7—9 н. э. в качестве квестора участвовал в подавлении антиримского восстания в Паннонии, в 11, будучи претором, — в походах за Рейн. В 12 консул в Риме. Усмирив в 14 восстание римских легионов на Рейне, Г. возглавлял в 14—16 новые наступательные походы римлян за Рейн и нанёс поражение вождю германских племён Арминию"; "Арминий, Армин (Arminius) (18 или 16 до н. э. — 19 или 21 н. э.), вождь германского племени херусков"
Комментариев нет:
Отправить комментарий