пятница, 27 августа 2021 г.

Август 1991 года: месть Амина?

 Праздновавшийся на прошлой неделе без особого размаха юбилей "Августовского путча" заставил обратить внимание на одну подробность тех событий, которая, в общем-то, широко известна, но, в то же время, исследована (как мне представляется) не до конца. Речь идёт о поведении легендарной группы "Альфа" в ходе того "политического кризиса" (а заодно и другого "политического кризиса", последовавшего через два с небольшим года после).

Участники событий в этот раз заочно поспорили между собой о том, был ли у "Альфы" приказ об аресте Ельцина (когда он находился вне "Белого дома", на даче): Ярошенко, один из министров в тогдашнем правительстве РСФСР, заявил, что соответствующий приказ был отдан, но только устно, а бойцы "Альфы" потребовали письменного распоряжения, - ну а небезызвестный Бурбулис, бывший в правительстве Силаева аж государственным секретарём, сказал, что приказа не было вообще. Мне бы, однако, хотелось поговорить о другом: о причинах, по которым "Альфа" отказалась штурмовать Дом Советов в 1991 году, - и сделала всё, чтобы в 1993-ем не дошло до боя.

Принято считать, - с подачи, разумеется, самих бойцов легендарного подразделения, - что "Альфа" вела себя так, потому что её руководство и рядовой состав не хотели "участвовать в братоубийстве", и вообще "вне политики". А мне вот как раз сейчас пришла в голову мысль, что дело может быть совсем не в этом, а в боевом опыте подразделения. Заодно есть повод, - раз уж опять все обсуждают Афганистан, - вспомнить о том, с чего началась нескончаемая "Афганская война".

Вообще-то, гражданский конфликт в Афганистане длится уже лет сто; до 1979 года большую часть времени (исключение - недолгое правление Хабибуллы Калакани) он имел вид противостояния "прогрессивного Центра", пытавшегося проводить более-менее радикальные реформы, и "дикой провинции", где было сильно влияние "исламских фундаменталистов". Большая часть афганских крестьян (составлявших подавляющее большинство населения) склонялась к поддержке "традиционалистов", - но у королей-реформаторов был авторитет королевской династии, а первые республиканские правители Афганистана, Дауд и Амин, обладали значительно личной популярностью, что позволяло "Центру" справляться с мятежами "фундаменталистов" собственными силами. При этом, с самого 1917 года Советский Союз поддерживал достаточно хорошие отношения с афганскими эмирами и королями, Дауд пытался "идти своим путем" (который войны с СССР не предусматривал, хотя и подчиняться "Москве" первый афганский президент не собирался), а свергшая Дауда Народно-демократическая партия Афганистана целиком и полностью ориентировалась на СССР. Насколько я понимаю, после того, как афганское правительство из дружественно-нейтрального по отношению к СССР стало "просоветским", - американские империалисты и их союзники сразу начали поддерживать "фундаменталистов" всеми средствами; а шиитская часть "фундаменталистов" стала получать мощную поддержку из Ирана, где как раз в то время восторжествовал "шиитский фундаментализм" Хомейни. В этих условиях вождь НДПА Амин обратился к Советскому Союзу за военной помощью, - главным образом для того, чтобы перекрыть границы и, таким образом, отсечь "исламских фундаменталистов" от внешних источников поддержки. Тогдашнее советское руководство, однако, решило, для начала, прикончить самого Амина; официально было объявлено о том, что афганский лидер является "агентом ЦРУ", но доказательств этого обвинения не предоставлено до сих пор. Ну, а дальше произошли события, которые, возможно, сыграли в судьбе Советского Союза ещё большую роль, чем считается сейчас.

Итак. Конец 1979 года. "Красная Империя" (СССР, если его рассматривать как обычное государство) - в зените могущества, гарнизоны советских войск - по всей Восточной Европе вплоть до Берлина, агентура советских спецслужб - по всему миру; "государственная машина" работает, как часы. Перед советскими спецслужбами ставится задача: ликвидировать правителя одного небольшого "захолустного" государства; при этом, данный правитель настолько доверяет "советским друзьям", что когда агенты советских спецслужб подмешивают ему (и его охране) в еду отраву, - обращается за помощью к советским врачам. После этого начинается кровавый цирк, иначе это назвать трудно.

Врачи из поликлиники при советском посольстве приезжают во дворец "кровавого диктатора" и оказывают помощь ему и его охране, - их (1979 год!) не предупредили об операции. Тем временем, "героические защитники Советской Родины", включая бойцов "Альфы", облачаются в форму без опознавательных знаков и идут на штурм. Среди дворцового "гарнизона", кстати, - значительное количество советских солдат ("мусульманский батальон"); к счастью, их предупредили, поэтому они не вступают в сражение со штурмующими, а, наоборот, оказывают им поддержку. В итоге, "героические защитники Советской Родины" перебили порядка двух сотен наиболее боеспособных афганских бойцов, способных противостоять "исламским фундаменталистам" (ещё какое-то количество ушло в горы и, позже, примкнуло к "моджахедам") и, заодно (как без этого!), убили советского военного врача Кузнеченкова, оказывавшего Амину помощь, - но и сами потеряли 14 человек, включая двоих бойцов "Альфы" (отряд "Гром").

Собственно говоря, к августу 1991 года это было единственным боевым опытом "Альфы", сколько-то похожим на ту задачу, которую её личному составу пришлось бы решать в случае получения приказа о штурме "Белого дома". Только вместо "полуграмотных азиатов" им противостояли бы советские люди, прошедшие войну в Афганистане, у которых, к тому же, доверия к "советским друзьям" не было никакого. Советские спецслужбы отлично плели агентурные сети, - и за рубежом, и внутри страны, - но непосредственных боевых действий они, включая и их "элитный спецназ", просто-напросто боялись...

Комментариев нет:

Отправить комментарий