воскресенье, 26 декабря 2021 г.

#Хорошее #кино для нехороших времён

 Давно хотел написать про четвёртый сезон «Рассказа служанки», — и всё как-то не мог собраться. А тут ответственные лица ЖЖ предложили написать #прохорошее — и это хороший повод поговорить-таки о данном произведении киноискусства: хотя и по содержанию, и по форме мне там понравилось далеко не всё, в целом это — хороший, качественно сделанный культурный продукт этого года.

Прежде всего, не могу не отметить работу российских переводчиков: команда «Лостфильм» перестала «переводить» название «Мэйдэй», которое довольно-таки смешно «переводила», озвучивая серии первых трёх сезонов, — и это говорит о том, что команда работает над собой. Лично меня это очень порадовало.

Что касается самого сериала. Элизабет Мосс, исполнительница главной роли, по-прежнему хороша; теперь она стала не только со-продюсером проекта, но и режиссёром нескольких эпизодов... некоторые говорят, что режиссура у неё «неумелая», — но я, честно говоря, особой разницы между «её эпизодами» и теми, которые режиссировали «профессионалы», не заметил, всё было примерно на одном уровне. И при том, что в сюжете нет ничего сильно нового по сравнению с прошлыми сезонами, — соответственно, и актриса ничего сильно нового сказать не могла, у неё просто не было пространства для этого, — уровень удерживается. Актриса, судя по всему, по-прежнему убеждена в собственной правоте, — и играет с прежней самоотдачей.

Загвоздка — в том, что Юна, героиня Мосс, в современном мире, мире «Эпохи президента Байдена и Пандемии», стала... лишней. Лишним, собственно, стал весь проект, на материале которого «демократический» капитал на всякий случай учил «левых активистов» воевать. Это пригодилось, — но, в общем и целом, был введён в действие другой «сценарий». Под видом «противоэпидемических мероприятий» прогрессивные силы сами установили порядок, подозрительно похожий на консервативный «Галаад»; к слову, режим «Республики Галаад» тоже устанавливался ради преодоления последствий некоей Пандемии, из-за которой значительная часть населения мира лишилась возможности производить потомство (по сюжету вопрос о том, женщины ли стали бесплодными или мужчины — стерильными, остаётся открытым; «отцы-основатели Галаада» сделали предположение, согласно которому «виноваты бабы», и выстроили свою политику на основе этого предположения). 

Примечательно, что лицевые маски в «Рассказе служанки» выглядели, как что-то плохое (с их помощью «элита» Галаада в третьем сезоне скрывала зашитые рты некоторых своих жертв)... 

...и продолжают так выглядеть в четвёртом сезоне, Юне прописывают «масочный режим», когда она ненадолго попадает в плен. 

Юна в плену ("Рассказ служанки", сезон 4, эпизод 3); примечательно, что в третьем сезоне служанок заставляли закрывать только рот, — а теперь, в соответствии с веяниями времени, "масочный режим" распространился и на нос тоже.
Юна в плену ("Рассказ служанки", сезон 4, эпизод 3); примечательно, что в третьем сезоне служанок заставляли закрывать только рот, — а теперь, в соответствии с веяниями времени, "масочный режим" распространился и на нос тоже.

Соответственно, теперь, в новых условиях, «левый актив» надо не научить воевать, — а, напротив, разучить. Для этого «Рассказ служанки» подходит плохо... и, к тому же, современный герой должен, как всем известно, быть небинарным и полиаморным, а Юна, напротив, — вопиюще бинарна, да и с полиаморностью не задалось (как и у её подруг, включая лесбиянок).

Чтобы как-то вписаться в новую нормальность, создателям проекта приходится главную героиню портить. Юна раскрывается, как «плохой командир», из-за неумелых действий которого гибнет множество хороших людей, — и вообще, как жертва, переставшая отличаться от своих мучителей (оказавшись на воле, в Канаде, Юна, много раз изнасилованная, чуть ли не первым делом... насилует своего мужа; жестокая расправа с её бывшим «хозяином», «командором» Фредом Уотерфордом, которой заканчивается четвёртый сезон — тоже одно из проявлений этого её озверения).

Если в первых трёх сезонах зрителей ненавязчиво подводили к мысли: «Нужно сопротивляться тирании», — то теперь, как уже сказано, это неактуально, поэтому появляется новая руководящая мысль: «Мир станет лучше, если в нем не будет мужчин». От мужских персонажей и в первых трёх сезонах толку, в общем, не было, — а теперь об их никчемности только прямым закадровым текстом не говорится. «Командор» Фред не может помочь забеременевшей «Яснораде» (хотя и старается), Люк, муж Юны, не понимает жену и не преуспевает в деле освобождения их дочери, «представитель законного правительства США» Туэлло больше болтает, чем делает, «хороший командор» Лоуренс не приносит особой пользы... единственным исключением остаётся (пока?) мутный Ник, но он столь мутен, что его сюжетную линию можно выгнуть куда угодно; и ещё, разумеется, есть чикагский «полевой командир Сопротивления» Стивен; он — похотливая скотина и (как получается по сюжету) мало чем отличается от тех, против кого он воюет.

Тем не менее, несмотря на всё вышесказанное, «Рассказ служанки» продолжает цеплять. Но главная ценность этого произведения — не в том, что снято хорошо (хотя снято хорошо), и даже не в игре Элизабет Мосс; четвёртый сезон «Рассказа служанки» — это памятник эпохи, по которому эту эпоху можно изучать. Это стоит смотреть, — но смотреть это нужно сознательно, с включённой головой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий