суббота, 22 июля 2023 г.

Что такое " #Революция по Марксу"


"Во Франции мелкий буржуа выполняет то, что нормально было бы делом промышленного буржуа; рабочие выполняют то, что нормально было бы задачей мелкого буржуа; кто же разрешает задачу рабочего? Никто. Разрешается она не во Франции, она здесь только провозглашается. Она нигде не может быть разрешена внутри национальных границ; война классов внутри французского общества превратится в мировую войну между нациями. Разрешение начнется лишь тогда, когда мировая война поставит пролетариат во главе нации, господствующей над мировым рынком, во главе Англии. Однако революция, находящая здесь не свой конец, а лишь свое организационное начало, не будет кратковременной революцией. Нынешнее поколение напоминает тех евреев, которых Моисей вел через пустыню. Оно должно не только завоевать новый мир, но и сойти со сцены, чтобы дать место людям, созревшим для нового мира"

(Карл Маркс "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг." - Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2-ое изд., т. 7, с. 80)

Итак, согласно Марксу, «правильная пролетарская революция» (она же «Мировая Революция», она же «революция по Марксу») — это... революция в одной отдельно взятой стране; но не абы какой, а такой, которая «господствует над мировым рынком». 


В середине 19-го века такая страна была, — во всяком случае, так полагал Маркс, — одна-единственная, хотя... если уж читать работы Маркса и Энгельса совсем внимательно и пребывая в соответствующем настроении, то можно обнаружить, что на самом деле таких стран Маркс и Энгельс (вот именно тогда, в «эпоху 1848 года») насчитывали две: указанным признакам соответствовали Англия... и Россия. Да-да, именно так: «Он обращается к русскому императору, который несколько лет тому назад благодаря рудникам Урала и Алтая и торговле зерном также стал крупным капиталистом, к белому царю, который уже однажды выручил Фридриха-Вильгельма IV, предоставив ему 15 миллионов рублей серебром, и который вообще, по-видимому, превращается в Ротшильда всех гибнущих абсолютных монархий» (там же, т. 4, с. 485). Просто тогдашнюю Россию Маркс считал (ОБОСНОВАННО) оплотом реакции и этакой «Империей Зла», — соответственно, возможность революции там (здесь) он просто не рассматривал. Точнее даже будет сказать так: Маркс и Энгельс и мечтать не могли о том, что революцию совершат российские труженики.

Так или иначе, к началу 20-го века кое-что изменилось, — и, в итоге, революция произошла как раз в России; в связи, кстати, с мировой войной, — в точности как Маркс и предвидел. Это дополнение к разговору о «революции в одной отдельно взятой стране» я, — уж простите, товарищ Читатель, — не сделать не мог... но, вообще-то, поговорить сегодня хотелось бы не об этом. Да, — опять прошу прощения, — заголовок нужен только для привлечения внимания. А обратить Ваше, товарищ Читатель, внимание мне хотелось бы вот на эти слова: «Нынешнее поколение напоминает тех евреев, которых Моисей вел через пустыню. Оно должно не только завоевать новый мир, но и сойти со сцены, чтобы дать место людям, созревшим для нового мира».

Помимо отсылок к «западной классике» в работах Маркса очень часто встречаются образы, имеющие библейское происхождение. Это, кстати, объединяет их с работами Ленина: Ильич Шекспира не цитировал, а вот отсылок к православной культуре в его трудах очень много. Не говоря про лозунг «кто не работает, тот не ест», просто навскидку: «Философия естествоиспытателя Маха относится к естествознанию, как поцелуй христианина Иуды относился к Христу».

Православная культура по сей день является спутником российского левого движения... даже прогремевший десять лет назад «креативный» лозунг: «Продай жену, купи винтовку!», — имеет, если покопаться, евангельское происхождение; только в первоисточнике не было призыва торговать людьми (тем более женой), там для получения средств на покупку оружия (меча) продать предлагалось одежду.

В те времена, когда занимались революционной деятельностью Маркс и Ленин, через уроки «Закона Божьего» проходили в Европе (включая, понятное дело, и Россию) все, кто получал хоть какое-то образование. Соответственно, библейские образы, которые использовали в своих работах классики марксизма-ленинизма, были понятны без пояснений большинству их читателей... читателей-современников. Кое-как понятны, скорее всего, эти образы и современным россиянам, — мы, в большинстве своём, пережили «духовное возрождение»... не все из нас знакомы с первоисточниками, но что-то слышали почти все. 

Что там за история с Моисеем и евреями, которых он через пустыню водил, — это вряд ли нужно объяснять современному россиянину, и точно не нужно было объяснять российскому «работяге» начала прошлого века. Но. К середине прошлого века в Советском Союзе выросло поколение, которое что-то слышало только о самом существовании уроков «Закона Божьего». Образование, которое оно получало, было сугубо светским, а какие-то знания об основах православной культуры его представители могли получить только от бабушек...

Комментариев нет:

Отправить комментарий