Стихотворение Михаила Светлова «Гренада», написанное в 1926 году, обрело немало поклонников, многим оно просто нравится… но и ругали автора за это произведение немало. Чаще всего Светлова ругали за строки: «Отряд не заметил потери бойца», - не только у всяких антикоммунистов да антисоветчиков, но и у людей вполне себе советских возникало сомнение, правильное ли отношение к ценности человеческой жизни в них выражено.
На самом деле, как раз в таком отношении к ценности жизни отдельного человека ничего особенного нет: ещё в древние времена люди догадались, что отдельный человек («боец») - смертен, а общество («отряд»)… живёт существенно дольше. Смерти единичных «бойцов» народ, конечно, замечает, - иногда даже весь народ, но гораздо чаще это касается только близких покойного, - оплакивает их, порой наказывает виновных (если смерть была «неестественной») и… продолжает жить дальше. В общем и целом, как бы цинично это ни звучало, - так, как будто ничего не случилось. Тут нет ничего «привнесенного Революцией» («после Революции жизнь человека перестала что-либо стоить»), - человеческое общество так жило примерно всегда: род приходит, род уходит… отдельный «боец», отжив своё, умирает, близкие, оплакав его, идут своей дорогой дальше, «отряд» в целом продолжает путь, на место выбывших «бойцов» становятся новые.
Ещё раз: Светлов, пусть и очень резко, - так говорить, в общем-то, не принято, - выразил не «специфическое революционное», а обычное отношение к жизни отдельного человека с точки зрения всего общества в целом. И в этой резкости, - не «презрение к человеческой жизни», а, наоборот, повышение её цены: поэт, уже самим написанием этих строк, заставляет задуматься, как бы ставит вопрос, а правильно ли это обычное, обычно не выражаемое словами, отношение к жизни отдельного человека… а в данном случае — отдельного «чудака», который, может быть, и бойцом-то был не самым ценным. И всем своим стихотворением отвечает, что не так уж оно и правильно, «чудак», чья гибель «незаметна», оказался достоин того, чтобы ему стихи посвятили.
И тем не менее, стихотворение у Светлова получилось ядовитым. Не по злому умыслу, - просто в Советском Союзе второй половины 20-ых годов прошлого века были распространены соответствующие настроения… укоренение и развитие которых в советском обществе немало поспособствовало успеху контрреволюции в СССР.
«Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». Оставим в стороне вопрос о том, так ли уж хороша раздача земли крестьянам для коммунистического строительства… кажется, что эти строки должны вызывать неприятие у тех, кому идея Мировой Революции не близка, у антикоммунистов, - а коммунистам, наоборот, это должно быть близко. Вот только должно ли? Похоже, что читатели «Гренады» редко задаются этим вопросом. К сожалению. Если человек «за Мировую Революцию» - ему эти легко запоминающиеся стихи нравятся, должны нравиться; если человек «против Мировой Революции» - ему они не нравятся, а «значит», кому не нравятся, тот, вроде как, против. И вот уже почти сто лет ни у советских, ни у «постсоветских» коммунистов не возникает вопрос: а так ли нужно относиться к Мировой Революции, так ли её нужно делать…
Живут себе, значит, крестьяне в Гренадской волости, и в один прекрасный день является к ним мечтатель-хохол, дабы им отдать землю… это так нужно «делать Мировую Революцию»? Так ли её нужно делать?
Любая революция, любой качественный скачок в общественном развитии, сопровождающийся «социальным взрывом», крушением старого «общественного здания», - порождает у некоторой части людей общества, переживающего этот скачок, революционный фанатизм. Так всегда бывает в истории, примеров очень много. И с этим фанатизмом… нужно работать, как бы трудно эти ни было (а это очень трудно, рассуждать-то об этом гораздо легче). В Советском Союзе он был направлен, в общем и целом, к сожалению, в неправильное русло, - и одним из памятников этому неправильному выбору направления и стала «Гренада».
Фанатичный коммунист должен стать изобретателем… но не фанатиком-изобретателем, который, что-то такое изобретя, сосредотачивает всё своё внимание только на этом «великом изобретении», постепенно перестаёт замечать жизнь вокруг, - а изобретателем, фанатично работающим ради коммунизма, для скорейшего «наступления» коммунизма. И пусть его изобретения, особенно поначалу, будут «чудаковатыми», - как и все изобретения вообще, но именно революционный фанатизм коммуниста-изобретателя и должен будет уберечь его от полного погружения в «чудачества», - в конечном итоге, повторюсь, у него должны будут получиться «стеклянные бусы», которые капиталисты готовы будут менять на своё «золото». А крестьяне в Гренаде... сами возьмут землю, когда сами будут готовы совершить революцию.
Советские люди по этому пути продвинулись мало… слишком мало среди них было коммунистов-изобретателей, больше было как раз «чудаков», которых приходилось держать в «шарашках», чтобы они не изобрели РБМК, слишком многие из тех, кто могли бы стать коммунистами-изобретателями, всю свою жизнь бредили Гренадой вместо того, чтобы заниматься развитием производительных сил. А всё же: «04 сен 2021, 19:40 США отказались от покупок российских ракетных двигателей», - только спустя тридцать лет после уничтожения Советского Союза США смогли отказаться от ракетных двигателей советской разработки. Настоящую «космическую гонку», - не дурацкое соревнование «кто куда быстрей запустит», - СССР выиграл, что называется, с большим отрывом, несмотря на все существовавшие недостатки. А представляете, товарищ Читатель, что было бы, если бы в СССР этих недостатков было всего-то в полтора раза меньше?
Комментариев нет:
Отправить комментарий