пятница, 4 февраля 2022 г.

Зачем читать Кочетова

 Если бы Всеволод Анисимович Кочетов жил в несколько более благоприятных условиях, чем те, в которых он жил на самом деле, и больше берёг себя, — то сегодня, вполне возможно, восторженные почитатели, во главе с лидерами коммунистических партий «постсоветского пространства», поздравляли бы живого классика со 110-ым днём рождения. К сожалению, — и к счастью, — товарищ Кочетов жил по-другому. Поэтому ушёл почти полвека назад, а нынешние о нём вспоминают от случая к случаю, редко делая какие-то выводы (в основном, к тому же, не те выводы).

Юбилейные материалы у меня получаются плохо, но десять лет назад я пропустил столетие своего любимого писателя, пять лет назад проговорил что-то невнятное... Если и на этот раз получится то же самое — это уже какое-то свинство будет; а чувствовать себя свиньёй я не хочу.

Всеволод Анисимович умер, но остались его книги. Пока писателя читают — он продолжает жить... простая мысль, много раз многими людьми высказанная, но правильной от этого быть не перестающая.

Соратники называли иногда Всеволода Анисимовича разведчиком современности; его творчество — это отчёты разведчика. Хорошо написанные отчёты. Книги и статьи Кочетова — они, конечно, уже не про сегодняшний день, не про нашу современность. В этом смысле их можно назвать «неактуальными». Но они рассказывают о нашем вчера, — и если читать вдумчиво, то многое можно понять и о том, откуда что взялось в нашем сегодня, почему наше общество таково, каково есть, почему оно стало таким; почему, приблизившись к коммунизму, советские люди пошли не туда. Всеволод Анисимович говорил не обо всём, что видел и знал, — но о том, о чём говорил, он рассказывал честно и осмысленно; не всегда делал выводы, — но показывал достаточно для того, чтобы читатели могли сделать их самостоятельно. Ознакомление с его творчеством, конечно, требует времени... и я тут не буду говорить, что вот это надо читать в первую очередь, а вон то можно отложить на потомвсё творчество Кочетова в целом заслуживает внимательного изучения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий