Предупреждаю сразу: вопрос, по которому мне сегодня хотелось бы высказаться, почти не разработан. Опереться на работы классиков я не смогу, — мне придётся выводить их точку зрения из практических решений, которые они принимали.
Прошлый век дал два широко известных примера того, как вполне жизнеспособные нации теряли право на самоопределение, — и, при этом, классики марксизма-ленинизма, в лице Ленина и Сталина, вообще-то последовательно отстаивавшие право наций на самоопределение, относились к этому довольно спокойно.
Первый пример относится ко временам Первой Мировой войны и Гражданской войны в России. Исторически сложилось так, что значительная часть греческого народа проживала за границами греческого государства, — в частности, на территории Османской империи, независимость от которой Греция завоевала в начале 19-го века (при поддержке Великобритании и России). На территории Малой Азии греки представляли собой если и не коренное население, — то, во всяком случае, более коренное, чем «хозяева» этой территории, турки. И вот по итогам Первой Мировой войны Греция оказалась среди держав-победительниц, а проигравшая Османская империя была приговорена победителями к уничтожению; греческая армия отправилась в поход и заняла Смирну (Измир) и несколько других городов, в которых греки составляли большинство или значительную часть населения, — и это греческое население встретило греческих солдат, как освободителей. Казалось, настало время торжества права греков на самоопределение, — но... Греция не была полностью самостоятельна, она зависела от ведущих держав «Антанты», а «элиты» этих держав решили использовать греческую армию для того, чтобы уничтожить турецкое национально-освободительное движение, развернувшееся после капитуляции османского правительства. Заняв земли, на которых греки оставляли большинство или значительную часть населения, греческая армия не остановилась, двинувшись дальше вглубь Турции, по направлению к Анкаре, центру национально-освободительного движения турок. Поначалу ей сопутствовал успех, — но в итоге турки, получив помощь от Советской России, нанесли грекам тяжёлые поражения; греческая армия побежала, турки, в конце концов, взяли Смирну и жестоко расправились со всеми, кого подозревали в сотрудничестве с оккупантами, в целом из Малой Азии местному греческому населению пришлось бежать. После этого советское правительство, во главе с Лениным, не прекратило сотрудничество с турками, — хотя изначально Ленин считал войну болгар, сербов и греков против Османской империи справедливой и прогрессивной.
Второй пример относится к преддверию Второй Мировой войны. Можно сказать, с этого Вторая Мировая война и началась. После Первой Мировой войны руководство держав «Антанты» довольно произвольно признало немецкую нацию «виновницей войны», — и приняло некоторые меры для того, чтобы «наказать» немцев. Австро-Венгерская и Германская империи рухнули; Германии и Австрии было, фактически, запрещено объединяться друг с другом, — а обширные территории, с древних времён населённые преимущественно немцами, были переданы в состав «молодых» славянских государств, Польши и Чехословакии, на основании сомнительных «исторических прав». В частности, в составе Чехословакии оказалась Судетская область, где немцы составляли примерно 90% населения. Местное немецкое население было недовольно своим положением, и когда в Германии утвердился гитлеровский режим, — Гитлер здесь стал очень популярен; на выборах в чехословацкий парламент, состоявшихся в 1935 году, две трети местных жителей проголосовали за «Судето-немецкую партию», которая открыто ориентировалась на Нацистскую Германию. В 1938 году, когда у Гитлера дошли руки до «Судетского вопроса», — «Судето-немецкая партия» подняла в Судетской области восстание, которое было быстро подавлено чехословацкими войсками, но мировое общественное мнение тогда оказалось на стороне немцев. Ведущие империалистические державы Европы, Великобритания и Франция, заключили с Нацистской Германией Мюнхенское соглашению, предусматривавшее передачу территории Судетской области Германии; Советский Союз сразу предложил Чехословакии военную помощь при условии, что она сама будет защищать свою территориальную целостность, но чехословацкое правительство предпочло согласиться с мюнхенскими условиями. Значительная часть чехословацкой промышленности (в том числе военной) оказалась в руках немецких фашистов, пограничная оборона Чехословакии рухнула, — и уже в начале 1939 года Гитлер устроил «развод» Чехии со Словакией, после чего «остатки Чехии» были заняты немецкими войсками, чешские земли были объявлены «Протекторатом Богемия и Моравия». Казалось, ничто уже не может омрачить торжество права немцев на самоопределение... но Вторую Мировую войну Германия проиграла. Рабоче-крестьянская Красная Армия освободила земли Чехии, — а вскоре туда вернулось (с «Запада»; позже «прозападное» правительство Чехии будет сменено «просоветским», но это уже другая история) и чешское правительство. Вскоре оно приняло решение выселить судетских немцев, — а руководство СССР, во главе со Сталиным, не стало этому препятствовать. Немецкоязычное население было изгнано из Чехословакии, во время погромов, сопровождавших это изгнание, несколько тысяч мирных немцев было убито.
Общий вывод, который из этих примеров можно сделать, получается следующим: нация или часть нации может потерять и теряет своё право на самоопределение тогда, когда позволяет империалистам (неважно, «своим» или «чужим») использовать себя для того, чтобы лишить независимости другую нацию, уничтожить государственность другой нации.
Для всяких провокаторов хочу особо отметить: вышеприведённые рассуждения никоим образом не касаются уважаемой Специальной Военной Операции, которая раньше проводилась на территории Украины, а теперь проводится на территории Российской Федерации. Священное право русскоязычного населения Донбасса не учить украинский язык не подлежит, — и не может подлежать, — решительно никакому сомнению, оно, это право, не побоюсь этих громких слов, превыше всего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий