В продолжение разговора о ГКЧП, - сегодня в ельцинско-путинской России как бы день государственного флага, так что повод есть.
Версия о том, что события августа 1991 года были "спектаклем", конечной целью которого была передача всех рычагов управления Россией в руки Ельцина, в последнее время набрала среди российской левой общественности довольно большую популярность. И, в общем-то, немудрено: удобная она, эта версия. Сказали: "Спектакль", - и можно уже не обращать внимания на программу ГКЧП... но мы ведь с Вами, товарищ Читатель, не предпочитаем удобные варианты правильным, не так ли?
Вот и давайте, для начала, представим, что ГКЧП-таки победил. То есть, что на месте "актеров" оказалась "государственно-мыслящая элита", которая устроила-таки кровавую баню в центре Москвы (ещё раз напоминаю, Дом Советов - это крепость, с системой подземных коммуникаций, имеющей отводы к метро... и с арсеналом: "до 20 марта 1993 года в "Белом доме", точнее в расположенном прямо в подземельях Дома Советов законсервированном стратегическом объекте - резервном командном пункте штаба фронта, действительно был большой арсенал. Были даже гранатометы как память об августе 1991 года. Но во время первой (20 марта 1993 года) репетиции переворота заместитель Хасбулатова Сергей Филатов вывез практически все оружие") и "всех разогнала". Дальше Ельцина и Хасбулатова, понятно, - под суд (если выживут), а в остальном... начинает осуществляться программа. Та самая, где про "мы будем поддерживать и частное предпринимательство, предоставляя ему необходимые возможности для развития производства и сферы услуг", - и, что ещё любопытнее, про "Проведение митингов, уличных шествий, демонстраций, а также забастовок не допускается".
В общем, представим себе, что 21 августа 1991 года бойня закончилась, кровь с Красной Пресни оперативно смыли, трупы защитников "Белого дома" вывезли баржами. Наступает "альтернативное" 22 августа. Янаев - президент, Крючков - глава КГБ, Павлов (уже тогда наладивший деловые связи с американскими банкирами) - главный банкир... единая страна, республиканские "элиты" уже не думают об отделении... Стародубцев и Тизяков - главные олигархи. "Органы власти и управления, руководители учреждений и предприятий", во исполнение Постановления ГКЧП СССР № 1, начинают "создавать благоприятные условия для увеличения реального вклада всех видов предпринимательской деятельности, осуществляемых в соответствии с законами Союза ССР в экономический потенциал страны и обеспечение насущных потребностей населения"... а бастовать и митинговать нельзя. Тут, правда, начинаются трудности.
Потому что ещё есть КПСС. А там - несколько миллионов коммунистов. Которым происходящее нравится всё меньше. Перед китайскими "реформаторами", в своё время, тоже стояла такая проблема... но в Китае социализм строился, грубо говоря, с 1945 года, и, на первом этапе, во многом при помощи СССР, - а в СССР, всё-таки, с 1917-го и, в основном, с опорой на собственные силы (даже когда возникла мировая система социализма, СССР, в политическом плане, гораздо больше помогал, чем получал помощь). Потому КПСС и КПК, при всей схожести, всё же представляли собой разные партийные механизмы; партийный механизм КПСС, в частности, был гораздо крепче "прикручен" к советскому народно-хозяйственному комплексу... а этот комплекс, повторю, был почти на три десятка лет "старше" китайского (поэтому, собственно говоря, новоявленным китайским капиталистам не пришлось уничтожать производительные силы в тех масштабах, в которых они уничтожались, - да и до сих пор уничтожаются, - в России; в Китае такой уровень развития производительных сил, как в СССР, просто не был достигнут, единый народнохозяйственный комплекс толком не успел сложиться, поэтому в Китай без труда зашли "западные" инвесторы, и насадили те отвёрточные производства, - столь ненавистные "лево-патриотической общественности", когда речь идёт о России... но зато "Китай мастерская мира", - которые соответствовали потребностям "Запада"). Короче говоря, сколь бы эти коммунисты ни были дезориентированы, - вопиющее противоречие между "предпринимательской деятельностью", поощряемой ГКЧП, и реальными потребностями единого советского народно-хозяйственного комплекса ("развивать предпринимательство", не разрывая сложившиеся в рамках "командно-административной системы" производственные цепочки, невозможно), в конце концов, заставили бы их "прозреть". И у них, при этом, несмотря на запрет забастовок и митингов, была бы организация - КПСС...
А теперь вернёмся из "альтернативной" реальности в обычную. Условная "Партия ГКЧП", на протяжение всей "перестройки", проводила политику, отличавшуюся от политики Ельцина и "российской" буржуазной группировки. "Россияне" изначально стремились к суверенитету, для себя и других ("За нашу и вашу свободу", так сказать), - "Партия ГКЧП" исходила из того, что страна должна оставаться единой. Противостояние между этими группировками было настоящим, но... обе эти группировки были группировками буржуазными. Поэтому сама логика развития событий подталкивала "Партию ГКЧП" к постепенному разделу страны... просто потому, что в едином СССР капитализм восстанавливался слишком трудно, а "партия ГКЧП" хотела восстановления капитализма столь же сильно, как и "партия Ельцина". Не в последнюю очередь поэтому реальное противостояние между "российской" и "всесоюзной" буржуазными группировками постоянно принимало вид спектакля... причудливым образом предвосхищая "постсоветские" конфликты, от Приднестровья и Абхазии до Донбасса, когда спектакль постоянно принимал вид реальной, кровавой и с многочисленными человеческими жертвами, войны.
Некие закулисные договорённости между противостоящими сторонами вполне могли существовать. Вот только заключались они совсем не в том, чтобы ГКЧП "побузил и сдал страну Ельцину". Если какие-то договорённости и существовали, то всё было наоборот; вслед за Прибалтикой (где националисты бузили-бузили, а в августовские дни начали сдавать оружие всем, кто хотя бы отдалённо напоминал представителей силовых структур СССР), Галичиной (где националисты тоже бузили-бузили, а в августовские дни спрятали куда подальше портреты Бандеры и пошли платить членские взносы в КПСС) и Грузией (где Гамсахурдия бузил-бузил, а потом заверил ГКЧП в своей лояльности), прекратить бузу должна была и Россия. Но россияне бузить не прекратили, а в других республиках взошли, пусть и под контролем КГБ, семена реальных националистических и сепаратистских настроений. Это, в дальнейшем, облегчило "российской" группировке дело развала СССР (данное обстоятельство всегда нужно держать в уме, рассуждая об истории "постсоветского пространства": республики, входившие в состав СССР, не завоёвывали свою независимость от "Москвы" в ходе "национально-освободительных" войн... напротив, "Москва", в определённый момент, вытолкнула их из единого государства)... но всё дело в том, что и "партии ГКЧП" эти сепаратистские и националистические настроения в массах тоже были необходимы; хотя бы для того, чтобы ослабить организационное единство КПСС (даже если бы такие настроения не проникали в саму партию, - а они туда проникали, - необходимость взаимодействия с националистами сама собой отрывала республиканские организации друг от друга, "топила" их в местных проблемах, "растаскивала" партию), которое (особенно с тех пор, как скрытое скатывание к "свободному рынку", начавшееся ещё во времена Хрущева, сменилось открытым восстановлением капиталистических отношений) "тормозило реформы".
Короче говоря, даже победа ГКЧП отнюдь не гарантировала сохранение единого Советского Союза, - совсем не исключено, что в последующие два-три года после победы "путчисты" пошли бы на раздел страны "сверху" (возможно, при формальном сохранении Союза, с превращением его в конфедерацию). Просто для того, чтобы "создать благоприятные условия для увеличения реального вклада всех видов предпринимательской деятельности (...) в экономический потенциал страны и обеспечение насущных потребностей населения", - в полном соответствии со своими программными целями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий