вторник, 11 августа 2015 г.

Лень-матушка (кормящая) #AlmaMater #ЕГЭ #сочинения #ВО #высшееОбразование #образование #вузы #лишнее

Ректоры российских университетов вчера подвели итоги приемной кампании 2015 года. Как и предполагал "Ъ", вузы столкнулись с серьезными проблемами при оценке обязательного выпускного сочинения, которое в этом году впервые учитывается при поступлении. Приемная кампания показала, что для проверки десятков тысяч творческих работ университетам нужно потратить существенные средства и где-то найти дополнительных преподавателей. В этих условиях часть вузов предпочла не оценивать каждое сочинение в отдельности, а ставить одинаковый дополнительный балл всем, кто его предоставил при зачислении.

Выскажу мысль, которая Вам, товарищ Читатель, возможно, придётся не по вкусу, - благо, не впервой. В "реформе образования", предпринятой "питерским" начальством (её связывают с именем путинского министра образования Фурсенко) в 2000-ые годы, не было ничего плохого. И даже в злоупотреблениях, связанных с ней, - когда, например, в республиках Северного Кавказа выпускники школ массово "сдавали ЕГЭ на сто баллов", - тоже ничего сильно плохого не было. Плохое началось тогда, когда реформу не стали доводить до конца (то же, к слову, относится к "армейской реформе" и всем прочим, вплоть до реформы РАН).

Доводить до конца её не стали, разумеется, под давлением "педагогической общественности". Сперва особо авторитетные её представители, в лице профессорско-преподавательского состава Московского и Ленинградского университетов, выбили для себя особые права, - в частности, право подвергать выпускников школ "дополнительным испытаниям", чтобы "не брать всех подряд". Остальная "педагогическая общественность" продолжала возмущаться, и если поначалу "питерские" не особо с нею считались, - то потом у них возникли известные "болотные" трудности (на фоне которых, в частности, развил большую активность дружащий с зюгановцами Олег Смолин... который сам по себе-то человек неплохой, но в качестве представителя интересов "педагогической общественности" зачастую проталкивает всякие реакционные идеи и меры), и пришлось делать дополнительные уступки, например, вот, "возвращаться к сочинениям".

Сопротивление "педагогической общественности" реформе образования было поддержано левыми силами (как зюгановцами, так и теми, которые левее), - хотя, если разобраться, поддерживать здесь было нечего. В основе этого сопротивления лежала, вообще говоря, самая обычная лень: московской профессуре было лень браться за работу с "кавказскими стобалльниками" (речь, разумеется, идёт не обо всех выпускниках северокавказских школ поголовно), - ибо воспитывать их ("делать из них людей") трудно, успех совершенно не гарантирован, и даже не исключены "эксцессы", связанные с приездами в Москву влиятельных родственников этих "джигитов"... гораздо легче иметь дело с талантливыми ребятами из Москвы и Московской области (особенно из западной и юго-западной частей Москвы; жители "Московского региона" говорят с московской профессурой на одном языке, а жители запада и юго-запада Москвы - на одном наречии), особенно если они в состоянии сами освоить материал, даже не всегда посещая лекции (преподавателю делать нужно всё меньше и меньше, а в "идеале" студент должен всему научиться сам).

Эта лень-матушка российской профессуры родилась не вчера, и даже не в "лихие девяностые". Ещё во времена "лучшего в мире советского образования" профессура, - особенно московская и ленинградская, - начала воротить нос от подростков из рабочих и крестьянских семей (если речь не шла об особо даровитых людях, которые всё осваивали самостоятельно и, зачастую, были готовы отречься от своих корней и войти в "приличное общество"), отдавая предпочтение "потомственным интеллигентам" (кажется, это даже нашло отражение в кинематографе). Общий итог известен: "лучшие в мире советские вузы" выпустили миллионы безвольных людей, которые сдали свою страну без боя (и, хуже того, как показали примеры Приднестровья, Карабаха и других "постсоветских войн", были готовы воевать за что угодно, только не за Советскую власть), - и тысячи жадных людишек, которые, вооружившись полученными в советской высшей школе знаниями, приняли в контрреволюции активное (и более-менее сознательное) участие.

Ну, а российская высшая школа приходит ныне к итогам ещё более печальным: выбив у "питерских" "традиционные выпускные сочинения", - "педагогическая общественность" (видимо, не без удивления) обнаружила, что эти "традиционные сочинения"... надо ещё и перепроверять (проверка в средней школе - это одно, а у каждого отдельного вуза - специфические требования, без дополнительной проверки не обойтись), то есть производить дополнительную работу (а "педагогическая общественность" реформу образования если и терпела, то лишь потому, что она позволяла меньше работать во время "приемной кампании"). В связи с чем, возникло естественное желание от этой работы избавиться...

Комментариев нет:

Отправить комментарий