"Президент Академии наук Владимир Фортов ситуацию определяет так: "Я считаю, что сейчас больше внимания надо уделять конкретной работе, делать так, чтобы каждый на своём месте развивал науку, и все мы вместе старались бы сделать так, чтобы этот закон пошёл на пользу".Кое-что не договорено, но общий смысл вполне понятен: хотите получать государственное финансирование, - будьте добры, выполняйте государственный заказ, именно государственный, а не свой собственный; желаете быть "вольными птицами", - крепко подумайте, на каком основании требуете для себя государственного финансирования.
Благое и похвальное пожелание. Принцип "Каждый на своём месте" – хорош, но, вообще говоря, не совсем годится для адекватного развития такой архисложной отрасли как наука. Нужна система. Без системы самые отчаянные и героические усилия "каждого" растворятся в хаосе.
Можно предположить, что именно поисками такой системы будут заняты лучшие ученые и чиновные умы. Между тем, такая или близкая к тому система есть. Вернее, была. Структура, которая эту систему держала, была весьма эффективна и описывалась примерно следующим образом /с поправкой на современную лексику/: "орган государственного управления при правительстве, проводящий государственную политику в сфере научно-технической деятельности... На него возложено планирование и организация разработок важнейших, имеющих общегосударственное значение научно-технических проблем, организация внедрения в производство открытий, изобретений и результатов поисковых исследований... Он участвует в составлении планов финансирования НИОКР и развития материальной базы науки".
Что же это за замечательный орган, который, положа руку на сердце, сегодня прекрасно вписался бы в закон о реформе РАН и указ о Федеральном агентстве научных?..
Агентство при правительстве, то есть орган не ведомственного, а федерального управления. Проведение госполитики в научной сфере - да. Финансирование научной работы – да. Развитие материальной базы, сиречь, управление имуществом – тоже да. Планирование, организация и так далее...
Вышеописанные функции, вокруг которых было сломано столько копий в последние месяцы, принадлежали Государственному комитету по науке и технике (ГКНТ) при Совете министров СССР. По сути, через него государство заказывало некое достижение своей науке. А наука, посчитав, сделав экспертизу, отвечала, каких денег и времени это будет стоить. Ряд споров и согласований – и решение принято. Добивались, конечно, не всего, чего хотели. Но добивались столь много, что и сегодня времена ГКНТ, а точнее связки ГКНТ и РАН, представляются золотым веком отечественной науки...
А ведь формально ГКНТ тоже был чиновной, не научной организацией. Значит, дело не в чиновниках?
Да, не в них.
Дело в упразднении сначала ГКНТ СССР, а затем в длительных пертурбациях - и ГКНТ РФ с последующими преобразованиями его то в министерство науки и технологий, то министерство промышленности, науки и технологий и так далее вплоть до министерства нынешнего - науки и образований. Минобрнауки образованием, может, и занимается, но наука как менее социально рискованная сфера фактически оказалась предоставлена самой себе. Функции государственного заказчика науке оказались утраченными. И перешли они к... исполнителю - к Академии наук!
Оставшись после без давнего эффективного партнера - ГКНТ, а значит, и без заказов на научную деятельность, РАН, являясь по природе своей государственником и патриотом – насколько эти термины относимы не к личности, а к организации, - сама начала определять себе приоритеты в науке."
Но "академическая общественность" продолжает верещать, её коллективные глаза хаотично вращаются в разные стороны, а коллективный язык вываливается из коллективного же рта.
Что же случилось? Неудобно об этом напоминать, - но мы, похоже, ещё летом догадались, в чём тут дело.
Комментариев нет:
Отправить комментарий