Для лучшего понимания событий прошлого года, — которые, собственно, всё ещё продолжаются, — парочка цитат из наследия Карла нашего Маркса. Одна из них известна широко (только, готов спорить, далеко не все вдумываются в её смысл при первом прочтении), другая — малоизвестна и относится ко временам, когда Маркс ещё только становился собой.
Начинаю с малоизвестной.
Человеческое тело от природы смертно. Болезни поэтому неизбежны. Почему, однако, человек обращается к врачу только тогда, когда заболевает, а не когда он здоров? Потому что не только болезнь, но и самый врач уже есть зло. Постоянная врачебная опека превратила бы жизнь в зло, а человеческое тело — в объект упражнений для медицинских коллегий. («Дебаты о свободе печати...» // Маркс и Энгельс, Соч., 2-ое изд., т. 1, с. 64)
Могут сказать, что Маркс, когда это написал, ещё не был марксистом, но... его мысль от этого не перестаёт быть правильной. Врачебное вмешательство, — от хирургической операции вплоть до постыдных вопросов, — является злом; терпеть его люди могут и должны лишь тогда, когда вред от невмешательства превышает вред, наносимый вмешательством. Социум перманентной диспансеризации, общество, в котором составляющие его люди начинают навязчиво заботиться о состоянии здоровья себя и окружающих, — это нездоровое общество, общество, которое постепенно уничтожает само себя.
Ну, а теперь — общеизвестное и всеми признаваемое классикой.
Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль (...) Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников («Манифест Коммунистической партии» // Маркс и Энгельс, Соч., 2-ое изд., т. 4, с. 426 — 427)
Тут, к сожалению, многие из читавших как бы не замечают, что о «лишении священного ореола» ряда профессий Маркс и Энгельс говорят, как об исторической заслуге буржуазии, как о проявлении её даже не просто прогрессивной, но революционной роли в истории. Профессиональный врач, профессиональный юрист, профессиональный учитель, — всегда, с тех пор, как человеческое общество разделились на классы угнетателей и угнетённых, эксплуататоров и эксплуатируемых, были слугами правящего класса, но до того, как установились буржуазные отношения, вокруг этих профессий сложился и всячески поддерживался («сверху») тот самый «священный ореол». По мере того, однако, как капитализм утверждался в качестве «мирового порядка», по мере того, как революционная роль буржуазии исчерпывалась, — интеллигентные профессии (и в особенности, разумеется, профессия врача) снова стали восприниматься в обществе «с благоговейным трепетом»... а оснований-то для этого как не было никогда, так и нет. Интеллигенты — это слуги, мечтающие урвать что-нибудь лично для себя... и они таковы не из-за того, что «плохие», как люди, а в силу своего общественного положения, положения «профессиональных» работников умственного труда. Российские, — и не только российские, — «верхи», судя по существующей практике, уже вполне это осознали это и научились использовать; теперь осознать это следует «низам», включая и самих интеллигентов (тех из них, кто способен что-то понимать).
Комментариев нет:
Отправить комментарий