понедельник, 17 января 2022 г.

#Хитрый_план Назарбаева и его неудача

 ассуждая о событиях, происходивших в начале января в восточной части Казахстана, никак нельзя обойти вниманием историю режима Назарбаева, который по итогам этих событий, судя по всему, прекратил своё существование.

Будущий «национальный лидер» Казахстана Назарбаев родился в 1940 году, в 1962-ом вступил в КПСС, а в 1984 году, сделав успешную карьеру, стал председателем Совета министров Казахской ССР. В Советском Союзе тем временем началась «перестройка», — уже в 1986 году ярко проявившаяся в Казахстане столкновениями на национальной почве, поводом для которых стала замена многолетнего главы Компартии Казахстана Кунаева на русского Колбина. Умело маневрируя, — он не заявлял о себе ни как о «демократе», ни как об «ортодоксальном марксисте», просто спокойно работал, и это многим нравилось, — Назарбаев в 1989 году добрался до места первого секретаря ЦК КП Казахской ССР, сменив неудачливого Колбина, а в 1990 году стал членом Политбюро ЦК КПСС. Короче говоря, хотите увидеть, что было бы, если бы ГКЧП победил, — смотрите даже не на современный Китай, а на Узбекистан КаримоваТуркмению Ниязова и, прежде всего, Казахстан Назарбаева.

Поначалу Назарбаеву, собственно говоря, не слишком хотелось быть казахским «национальным лидером», — он отказался приезжать на встречу глав некоторых союзных республик в Беловежской пуще, а независимость Казахстана была провозглашена только 16 декабря 1991 года (Россия, напомню, провозгласила государственный суверенитет 12 июня 1990 годана полтора года раньше); до осени 1993 года Казахстан «сидел» в рублёвой зоне, — и мог бы «сидеть» там дольше, но «дорогие россияне» его оттуда выпихнули.

Вполне возможно, сам по себе Назарбаев изначально не был плохим человеком; просто история поставила в какой-то момент перед выбором: либо стать народным вождём, — либо возглавить фашистский режим. Увы, коммунистом много лет состоявший в КПСС Назарбаев не был, — и потому в решающий час сделал тот выбор, который сделал, быстро покатившись по наклонной плоскости.

Фашизм как государственный порядок утвердился в Казахстане окончательно в 1995 году, когда были уничтожены остатки Советской власти, — только что избранные народные депутаты потребовали отказаться от рекомендаций Международного валютного фонда, выполнение которых вело к превращению Казахстана во владение иностранных империалистов. История казахстанского фашизма начинается с обретением независимости, и, как мне видится, в его развитии могут быть выделены две ступени, условным рубежом между которыми является перенос столицы на север (именно окончание процесса, фактический переезд государственных чиновников «на новое место»). Вначале деятельность этого фашистского режима была направлена, прежде всего, против местного русского населения, составлявшего большинство «старого рабочего класса» и, соответственно, державшегося за старые советские заводы, которые были приговорены к уничтожению; массовая опора режима на первой ступени его развития — казахи Старшего жуза. Затем, после того, как сопротивление «старого рабочего класса» было сломлено, и пошёл процесс строительства «Нового Казахстана», — многое поменялось; русское население сократилось численно, пережило «национальную де-индустриализацию» и стало ценить стабильность, — а у казахов, тем временем, складывается национальный пролетариат. С конца прошлого века и по настоящее время главной целью казахстанского фашизма становится подавление казахских рабочих; а массовая опора теперь — только род шапрашты (далеко не самый многочисленный в Старшем жузе, но именно его представители расставляются на все главные государственные должности)... и те казахи и русские, которые согласились с его главенством. К слову, в качестве официальной идеологии казахский фашизм берёт на вооружение... русское «евразийство» и, в частности, переработанные и дополненные идеи небезызвестного советского «историка» Гумилева (в его честь был даже назван один из национальных университетов).

Быть может, главной бедой Назарбаева стало то, что он не успел вовремя умереть. В других среднеазиатских государствах с похожими режимами, Узбекистане и Туркменистане, «национальные лидеры» советского происхождения (Каримов и Ниязов) умерли «вовремя», и их сменили «сильные лидеры» нового поколения (Мирзиеев и Бердымухаммедов). Назарбаеву же в 2019 году пришлось передать должность президента Токаеву — представителю другого рода Старшего жуза. «Преемник» со всех сторон был окружён «старой гвардией» Назарбаева, сам «отец нации» оставил для себя должность председателя «Совета Безопасности» Казахстана... но, всё-таки, «преемник» был не свой или недостаточно свой. Почему Назарбаеву пришлось передать полномочия ненадёжному человеку, что его к этому вынудило, — о том мне знать неоткуда... Да это сейчас и неважно. Просто нужно это принять в расчёт и осознать: больше десятилетия Казахстаном безраздельно управляли представители рода шапрашты, — а в 2019 году им почему-то пришлось потесниться, уступив некоторые места «наверху» представителям рода жалайыры.

До сих пор я излагал то, что точно известно, — а теперь начинаются предположения. Как мне кажется, Назарбаев и его окружение задумали устроить против Токаева переворот; сейчас некоторые наблюдатели высказывают догадку, что переворот с самого начала устраивал как раз Токаев, — но я думаю, что началось всё именно с «игры» против нового казахстанского «национального лидера», которую он сорвал. Примерный сценарий (опять же, как это лично мне видится): провоцируется недовольство широких народных масс, далее устраивается «обострение», молодёжи (в том числе и своей) дают «выпустить пар», затем на улицах появляются «боевики», — и, наконец, «массовые беспорядки» подавляются силами армии (возможно, с привлечением иностранной помощи)... а попутно некоторые «неудобные» деятели режима (возможно, включая даже «неудобного» президента) гибнут при невыясненных до конца обстоятельствах, с последующими торжественными похоронами. Для привлечения к участию в будущих событиях массовки «Команда Назарбаева», подозреваю, поработала со старейшинами других родов Старшего жуза, — настраивая их против «новых хозяев» и обещая поделиться в случае, если всё пройдёт, как задумано.

Сразу скажу об иностранной помощи. 7 января Токаев объявил всему миру о «20 тысячах иностранных боевиков, атаковавших Алма-Ату», — и хотя вскоре соответствующие сообщения были удалены, но «вторжение бандформирований, подготовленных из-за рубежа» стало официальным основанием для вмешательства в происходящее военных России и других государств «Организации договора о коллективной безопасности», это так просто не удалить. Иностранных боевиков нужно было предъявить общественности, — и, в конце концов, таковые были предъявлены: «В Казахстане по подозрению в причастности к погромам задержаны пятеро граждан Киргизии». Казалось бы, ну что это такое, пять человек всего лишь... но 10 января, когда лидеры государств ОДКБ собирались пообщаться при помощи Интернета и обсудить военную операцию в Казахстане, киргизский «национальный лидер» экстренно ушёл в отпуск, отправив разговаривать с коллегами главу правительства. При этом, отпуск продлился недолго, и уже 11 января «начальник Киргизии» выступил с обращением: «Стратегия интеграции до 2025 года включает в себя создание и развитие транспортной инфраструктуры, в том числе в рамках сопряжения Евразийского экономического союза с китайской инициативой «Один пояс — Один путь»».

Тут нужно обратить внимание на то, что Киргизия нынче — это лучший друг Китая на «постсоветском пространстве», даже лучше Беларуси (осенью позапрошлого года «дорогие россияне» пытались это изменить, но у них ничего не вышло, и на смену «китайскому» президенту Жээнбекову пришёл не менее «китайский» Жапаров). И вот вроде бы у «дорогих россиян» с китайскими национал-социалистами стратегический союз, — но... «Существует риск того, что для беспорядков в Москве также могут использовать мигрантов из Киргизии и других стран Средней Азии и Туркестана. Об этом 11 января заявил корреспонденту ИА REGNUM член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько»; если уж такие люди говорят, что могут использовать, то как это оспаривать.

Об ориентации Назарбаева сейчас буржуазные пропагандисты, — путинские и всякие прочие, — рассказывают много чего (а сколько ещё расскажут!), однако некоторые ходы у меня записаны3 января нынешнего года, — когда протесты в Казахстане уже начали выходить за границы Мангистауской области, а до «Нападения на Алма-Ату» оставалось всего-ничего, — Си Цзиньпин и первый президент Казахстана Н. Назарбаев обменялись поздравлениями по случаю 30-летия установления дипломатических отношений; в частности, китайский «национальный лидер» отметил, что «первый президент Казахстана Н. Назарбаев твердо проводил дружественную политику по отношению к Китаю и внес выдающийся вклад в содействие развитию двусторонних отношений и углублению сотрудничества в совместном развитии инициативы "Пояс и путь" (...)  первый президент Казахстана Н. Назарбаев является его давним другом, и он дорожит хорошими рабочими отношениями и глубокой личной дружбой с Н. Назарбаевым (... ) готов работать с первым президентом Казахстана Н. Назарбаевым над продвижением устойчивого и долговременного развития вечного всестороннего стратегического партнерства между Китаем и Казахстаном на благо двух стран и их народов». Могут сказать, что тогда же он обменялся подобными посланиями и с президентом Токаевым... вот только про глубокую личную дружбу там ничего не было, только про «готовность работать»... при условии сохранения курса, намеченного Назарбаевым. До того Назарбаев много раз подтверждал свою верность Пекину, — а Пекин, в ответ, всячески рекламировал Назарбаева.

Сейчас китайские дипломаты утверждают, что «сообщения ряда западных СМИ о том, что Китай якобы предлагал Казахстану прислать свои войска для восстановления порядка в стране, являются лживыми», — а мне почему-то кажется, что такое вполне могло быть. То есть, сперва на улицы казахских городов выходит усиленный туристами из Киргизии «возмущенный народ», ведомый Арманом Диким (В следующий раз Джумагельдиев попал в поле зрения МВД Казахстана в 2005 году, после того как вместе с соратниками ворвался в гостиницу «Турист». Там в это время заседали члены оппозиционного движения «За справедливый Казахстан». По некоторым данным, дерзкие налетчики сломали оборудование в гостинице и загнали под стол местных старейшин. Джумагельдиев тогда входил в движение, которое поддерживало Нурсултана Назарбаева — тогдашнего президента Казахстана. Примечательно, что несмотря на фото и видео нападения в материалах дела, а также ряд заявлений от потерпевших, молодой активист отделался лишь условным сроком) и другими подобными народными вождями, — а потом, когда этот «народ» сделает свою часть работы, появляется китайская армия и, совместно с казахской, заканчивает дело; не исключено, что в какой-то момент было бы объявлено об официальном отстранении от должности «не потянувшего» президента Токаева, всю полноту управления государством взял бы на себя «Совет Безопасности»... план у «Команды Назарбаева» вполне мог быть именно таким.

Судя по всему, к 5 января у Токаева своей армии не было вообще, — и всё шло к тому, что «реванш Назарбаева» состоится. «Преемник», однако, неожиданно решился действовать: как только в Алма-Ате началось «веселье», он сместил Назарбаева с должности главы «Совета Безопасности», — и официально обратился в «ОДКБ». О «российской интервенции» я, возможно, ещё напишу позже, а пока отмечу, что самое примечательное тут, по-моему, это именно официальный характер обращения. «Дорогие россияне», по моим наблюдениям, предпочитают действовать неофициально (например по линии ЧВК), — а тут... сверхбыстрое согласие «оказать помощь», конечно, наводит на мысль о том, что всё было заранее спланировано; но, с другой стороны, а куда «дорогим россиянам» было деваться, когда они в таких обстоятельствах получили такую официальную просьбу. К тому же официальный ответ на запрос Токаева оперативно дал глава армянского правительства Пашинян, — отказаться «дорогие россияне» после этого уже, в общем-то, не могли, даже если хотели.

В Алма-Ате к тому времени, среди прочих административных зданий, «восставший народ» захватил управление Комитета национальной безопасности (обычно в таких учреждениях хранится очень солидный арсенал), на улицах ещё несколько дней шли перестрелки, — но, по сути дела, после обращения Токаева в «ОДКБ» хитрый план Назарбаева уже провалился.

В то время, пока на юге Казахстана шли бои (в Кызылординской области проводилась «контртеррористическая операция», в Жамбылской области объявлялся «красный уровень террористической опасности», очень жёстко «зачищали» Шымкент), — на севере, в общем и целом, сохранялось спокойствие. У местного русского населения и казахов Среднего жуза не вызвала интереса новая повестка «Команды Назарбаева», — а выступить с собственной повесткой они, в настоящее время, просто не могут.

В общем, итог «Казахстанского кризиса» на сегодня — чистая победа Токаева. Назарбаев не показывается на публике, его авторитетная дочь ушла на больничный, бывший «ответственный за национальную безопасность» обвинён в государственной измене, деятели «Команды Назарбаева» один за другим освобождают насиженные должности, причём некоторые покидают их вперёд ногами. Ясно, что по своей сути режим Токаева будет мало чем отличаться от режима Назарбаева, — но в некоторых частностях он будет другим... и тут возможны неожиданности. Сейчас может показаться, что этот режим полностью зависит от иностранной военной помощи, — но в итоге он может стать гораздо более независимым, нежели предыдущий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий