Собирая данные по «Казахстанскому кризису», вспомнил об одном «доводе», с помощью которого, в своё время, россиян настраивали, — во всяком случае, пытались настраивать, — против сохранения Советского Союза, за «суверенитет». Довод этот выглядел примерно так: Россию и русских в Союзе «объедают» национальные окраины, «происходит искусственное перераспределение национального дохода в пользу окраинных республик за счет России».
Примечательно, что громче других об этом орали «уральские», во главе, разумеется, с самим Борисом Николаевичем, Ельцин об этом прямо и говорил: "Хватит кормить Среднюю Азию! Хватит кормить Южный Кавказ!". Оно и понятно: именно им «суверенитет» нужен был позарез. На некоторое время это: «на Урале требовали прекратить "кормить" республики Средней Азии», — стало здесь всеобщим настроением, что, конечно же, повлияло и на голосование местных жителей по вопросу о сохранении Союза.
Сейчас, после тридцати лет «постсоветского» прозябания, большинство «простых» русских людей воспринимает этот «аргумент», как откровенную глупость, — но у некоторых российских «мыслителей» (националистов и не только) он, тем не менее, время от времени всплывает по сей день, в качестве «доказательства» того, что, несмотря на некоторые издержки, «тогда все было сделано правильно», и теперь матушке России, по крайней мере, не приходится содержать «азиатских голодранцев».
И в связи с этим я предлагаю сегодня, — просто так, чтобы помнить, — присмотреться повнимательнее к тем самым «азиатским голодранцам», благо все данные обнародованы и никогда не были тайной, всем всё известно, только не всегда одно связывают с другим.
К 1989 году значительную часть «азиатских голодранцев» составляли... русские люди. Русские составляли 37,82% населения Казахстана (свыше 6,2 миллиона человек), 21,53% населения Киргизии (больше 900 тысяч человек), 7,63% населения Таджикистана (около 400 тысяч человек), 9,48% населения Туркмении (300 тысяч человек) и 8,6% населения Узбекистана (1,6 миллиона человек), — в общей сложности, в Средней Азии их проживало больше 9,5 миллионов человек, из всех местных народов они по численности уступали только узбекам. При этом, местные русские, понятное дело, жили главным образом в городах и заняты были, в основном, в промышленности; местная деревня производила хлопок, а среднеазиатский хлопок ценится на мировом рынке по сей день, — СССР ежегодно отправлял за границу сотни тысяч тонн хлопка-волокна (не считая того, что отправлялось на переработку в другие союзные республики, благодаря чему советским гражданам, включая россиян, было во что одеваться)... между тем, многие из местных промышленных предприятий представляли собой стратегический резерв — главным (не единственным, конечно же, но поддерживали их именно ради этого) смыслом их существования было просто существовать, на случай войны, чтобы можно было сразу развернуть производство взамен промышленных мощностей европейской части страны, которые опять могли быть утрачены. В общем, значительную часть того самого «перераспределенного дохода», о котором плакали и до сих пор иногда плачут «русские националисты», получало в СССР русское население среднеазиатских республик.
И да... возможно, Вам, товарищ Читатель, покажется, что в заголовке этого текста должно было стоять название РСФСР. В общем-то, так оно и должно быть, — всё дело в том, что словосочетание «Российская Федерация» (сокращенно, соответственно, РФ), в советские годы использовалось (в литературе, а иногда и в официальных документах), как краткое наименование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, имело хождение и в те времена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий